Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Вера и внимание приводят к познанию креста Хри­стова, от чего великодушное терпение скорбей, рожда­емое и питаемое упованием на Бога живого, то есть действующего благодатным утешением в сердце терпящего о Христе (1Тим.4:10).

Когда благодатное утешение действует при таин­ственном познании Христа и Его смотрения, тогда хри­стианин не осуждает ни иудея, ни язычника, ни явного беззаконника (Прп. Макарий Великий. Беседа 8, гл. 6); но пламенеет ко всем тихою, непороч­ною любовью. Он созерцает чистотою ума своего, что со времени пришествия Христова достоинство, цену, похвалу и спасение человека составляет Христос, а не естественные добродетели человеческие. Он непрес­танно желает быть распятым, потому что слух его от­верзся и он слышит глас Христа Бога своего, ему гово­рящий: Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин. Обретый душу свою погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф.10:38,39). Чашу скорбей он считает чашею спасения, свидетельством избрания, даром Божиим. Он не может иметь ненависти и врагов, потому что наносящие ему скорби в глазах его — не что иное, как орудия промысла Божия (Прп. Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2,4); он извиняет их, приводя в причину оправдания неведение их; он благо­словляет их, как орудия благодетельствующего ему Бога. «Могу ли, — говорит он себе, — могу ли осудить тех, ко­торые теперь, предо мною, впадают в явные беззакония, когда Христос уже искупил все грехи их, прошедшие, настоящие и будущие, когда они во Христе уже имеют оправдание и спасение, которых иначе лишиться не могут, как отвергнув Христа до конца? [32] »

Не должно подавать ближним никакого соблазна своим поведением (1Тим.4:12). Почему сохраняй по душе и по телу благоговение. Будь скромен и прост в словах и телодвижениях; в домашней твоей жизни будь воздержен, целомудр, не дерзок; по душе будь кроток, ко всем любо­вен, правдив, мудр, никак не допускай себе лукавства и лицемерия; вместо их имей веру, которая научит тебя, что мир и судьбы каждого человека управляются про­мыслом Божиим, а не ухищрениями разума человече­ского, и что по этой причине должно наблюдать крот­кую христианскую правоту в делах, словах и помышлениях.

Доколе не приду к тебе, говорит благодать Божия подвижнику Божию, и, вселившись в тебя, не заменю собою всякое наставление извне, занимайся вниматель­но чтением, молитвою, наставляйся учением преуспев­ших. Не позволяй себе нерадения, но с постоянством пребывай во внимании. Тогда постепенное преуспеяние твое будет очевидно; ты стяжешь спасение и будешь по­лезен для ближних словом назидательным и спаситель­ным (1Тим.4:14,15,16).

Кто истинно ощутил бедность естества Адамова, кто познал, что оно находится в горестном падении и погибели, тот, конечно, вместе с этим понял и убедил­ся, что человеку для спасения необходимо приобщить­ся Христу. Такое познание есть признак истинной вдо­вицы. Ей дозволяется вступить в безмолвие, чтоб пре­бывать в молитвах и молениях день и нощь, чтоб ощу­тительно вообразился в ней Христос (1Тим.6:5).

Как кормчий смотрит на звезды и по ним направля­ет ход корабля, так и безмолвник должен непрестанно взирать на Бога, Его видеть очами веры и надежды, чтоб сохраниться в постоянстве и терпении. На море безмолвия предшествуют необыкновенной тишине нео­быкновенные бури.

Безмолвник, увлекающийся чревоугодием, предаю­щийся излишнему сну и изнеженности или вообще сла­столюбию и самолюбию, доказывает этим, что он мертв душою, хотя и жив по телу (1Тим.4:6). Христос, истинная Жизнь, обитает в одних только распятых.

Возраст вдовицы, способный к безмолвию, опреде­ляется шестьюдесятью годами (1Тим.5:9), чем означается в ду­ховном отношении средняя мера преуспеяния, изображаемого в Евангелии числами: тридцать, шестьдесят и сто. В этой средней мере находятся те, которые хотя и душевны, но прияли молитвенную силу к победе во вре­мя браней, которым открылось таинство креста, кото­рые ощущают во время скорбей, наносимых извне, бла­годатное действие в душах своих, служащее вместе и светом и утешением для сердца.

Безмолвник, прежде вступления в безмолвие, дол­жен иметь свидетельство от добрых дел. Рассматривай себя, ты, желающий вступить в пристанище или, пра­вильнее сказать, в море безмолвия! Последовал ли ты всякому делу благому не по естеству ветхого Адама, но сообразно свойствам Нового? (1Тим.5:10) Иначе: приял ли ты на себя иго смирения и кротости, вкусил ли ты, что это иго благо и бремя легко? Иначе: изучил ли заповеди Евангельские? Ум твой и сердце соделались ли их скри­жалями, а поведение твое их выражением и последстви­ем? Не ищешь ли ты правды вне креста? Если ищешь, то ты не способен, не готов к безмолвию, в которое вступать, не осудив себя, и пребывая в осуждении ближ­них, бедственно.

Юных по духовному возрасту подвижников, хотя бы они были и стары по плоти, хотя б они отреклись от мира и потому заслуживали имя вдовиц, не должно до­пускать до безмолвия (1Тим.5:11). Они, по недостатку духовного разума, не могут быть постоянны в мысли, что для спа­сения единственно необходим един Христос; они не стерпят своей мертвости, захотят оживить свое я в доб­рых делах, принадлежащих душевному человеку, чем свергнут с себя иго Христово и вступят в естество вет­хого Адама. Лучше им упражняться в деятельных доб­родетелях; лучше им, уклоняясь от всего нижеестественного, пребывать в естестве своем, чем стремить­ся преждевременно и неправильно к сверхъестествен­ному.

Не воспрещается и им стремление к обновлению себя в Господе; но завещается стремление правильное: пусть они стараются исправить свои нравы по нраву Христову, изображенному в Евангелии. При исцеле­нии нравов постепенно исцеляется и ум. Он, получив исцеление, то есть сделавшись чистым, ясно усматри­вает Истину, признает ее и исповедует. После этого, если Истине угодно, единственно по ее благоволению и избранию ученик возводится на гору и соделывается зрителем преображения. Если же не так: то оставайся под горою, займись изгнанием беса из отрока. Бес из­гоняется верою, молитвою и постом. Под именем по­ста должно разуметь не одно воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных начинаний. Вникавший в свое состояние и в состоя­ние всего рода человеческого, зараженного грехом, подчинившегося духам тьмы, может понять таинствен­ный ответ, данный Спасителю отцом беснующегося о времени, с которого началась болезнь сына: рече: издет­ска (Мк.9:21). Покушение на преждевременное безмолвие вле­чет за собою неминуемые пагубные последствия. Дерзновенный, самонадеянный, омраченный и связанный неведением подвижник не найдет пищи для души сво­ей в безмолвии, а от этого непременно впадет в уны­ние, которое в безмолвниках действует с особенною силою и вредом, предавая их увлечению разнообразны­ми лукавыми помыслами и мечтаниями. Пища для без­молвников есть благодатное просветительное утешение откровением таинства креста Христова. Оно — дар свы­ше, а не познание, свойственное собственно естеству человеческому. Душевным духовное заменить невозмож­но. Если же кто будет усиливаться заменить, тот усвоит себе ложь вместо истины, в лицемерном образе исти­ны. Плод лжи — расстройство, так как и плод уныния. Но расстройство от лжи различествует от расстрой­ства, рождаемого унынием. Первое обнаруживается в самообольщении, в высоком о себе мнении, в хвастовстве мнимыми добродетелями своими и дарованиями, в презрении и осуждении ближних; оканчивается гор­достью, прелестью, исступлением ума, иногда впадени­ем в плотские страсти, а иногда самоубийством, всего чаще беснованием и умоповреждением, которые обык­новенно называются сумасшествием. Второе обнаружи­вается в праздности, лености, в оставлении своей кельи, в расположении к развлечению беседами, часты­ми выходами, странствованиями, обращением к земной мудрости и учености. С оживлением душевного разума по свойству ветхого Адама отвергается вера, скрывает­ся промысл Божий от очей ума; человек, как бы веч­ный на земле, устремляется всецело к одному земному и постепенно ниспадает в состояние нижеестествен­ное, страстное, плотское, которое есть, по отношению к истинной жизни — Христу, смерть души (1Тим.5:12,13).

Кто впал в расстройство того и другого рода, в осо­бенности же первого, тот по большей части делается вовсе неспособным к жизни подвижнической. Впрочем, смирение исцеляет и такие недуги, которые сами по себе неисцелимы, сказал Иоанн Лествичник (Слово 25).

Желающий быть чистым исполнителем заповедей Христовых, должен крайне храниться от пристрастий (1Тим.5:21).

Когда сердце заражено пристрастием, — оно не может исполнить чистой и святой воли Христовой с подобаю­щею святостью и чистотою. Исполняя волю свою вмес­то воли Христовой и упорствуя показывать, что творим волю Христову, впадаем в лицемерие. Нередко выказы­вая, а может быть, и думая, что творим волю Христову, по самой вещи исполняем волю диавола.