Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Братия! Будем внимательны в устных и гласных мо­литвах наших, произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Не сделаем наших трудов и жизни в монастыре бесплодными нашею не­внимательностью и небрежением в деле Божием. Пагубно небрежение в молитве! Проклят, говорит Писа­ние, творяй дело Божие с небрежением (Иер.48:20). Очевидно дей­ствие этой клятвы: совершенное бесплодие и безуспеш­ность, несмотря не долголетнее пребывание в иноче­стве. Положим в основание молитвенного подвига, главного и существеннейшего между монашескими под­вигами, для которого все прочие подвиги, вниматель­ную, устную и гласную молитву, за каковую милосердый Господь дарует в свое время постоянному, терпеливому, смиренному подвижнику молитву умную, сердечную, благодатную. Аминь.

СЛОВО О ПОУЧЕНИИ ИЛИ ПАМЯТИ БОЖИЕЙ

Под именем поучения или памяти Божией святые отцы разумеют какую-либо краткую молитву или даже какую-либо краткую духовную мысль, в которой они приобучились и которую они старались усвоить уму и памяти вместо всякой мысли.

Можно ли заменить одною духовною, краткою мыс лью о Боге все прочие мысли? Можно. Святой апостол Павел говорит: Не судих бо ведети что, точию Иисуса Хри­ста, и Сего распята (1Кор.2:2). Мысль суетная, земная, постоян­но занимая человека, производит в нем оскудение разу­ма, препятствует приобретению полезных и нужных познаний: напротив того, мысль о Боге, усвоившись христианину, обогащает его духовным разумом. Стяжав­шему в себе Христа непрестанным воспоминанием о Нем поверяются Божественные тайны, неведомые плот­ским и душевным человекам, неведомые ученым зем­ным, неприступные для них: в Нем же (во Христе) суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол.2:3). Соделы­вается обладателем этих сокровищ стяжавший в себе Господа Иисуса Христа.

Поучение или память Божия, есть установление Бо­жественное. Оно заповедано Самим вочеловечившимся Божиим Словом, подтверждено Святым Духом чрез посланников Слова (апостолов). Бдите убо на всяко время молящеся (Лк.21:36), завещал некогда Господь предстоявшим уче­никам Его. Завещавает Он это и нам, ныне предстоящим Ему и умоляющим Его, да сподобит нас творить волю Его и быть Его учениками, христианами не толь­ко по имени, но и по жительству. Сказал Господь приведенные здесь слова, указывая на те нравственные и вещественные бедствия, которыми будет окружено зем­ное странствование каждого ученика Его, на те страда­ния и страхи, которые предшествуют смерти каждого из нас, сопровождают ее, последуют за ней, — на те соблаз­ны и горести, которые постигнут мир пред пришестви­ем антихриста и во время его господства, — наконец, на сотрясение и превращение вселенной во время второго славного и страшного пришествия Христова. Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобистеся убежати всех сих, хотящих быти, и стати пред Сыном человеческим в радости спасения; стати в этой радости и после суда частного, наступающего для каждого человека вслед за разлучени­ем души его от тела, и на суде общем, на котором поста­вятся избранные одесную Судии, а отверженные ошуюю (Мф.25:32). Трезвитеся в молитвах, говорит святой апостол Петр, повторяя верующим заповедь Господа. Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити, ему же противитеся тверди верою (1Пет.4:8; 5:8,9). Повторяя и подтверждая эту всесвятую, спасительную заповедь, святой апостол Павел говорит: Непрестанно мо­литеся (1Сол.5:17). Ни о чем же пецытеся, но во всем молитвою и молением с благодарением прошения ваша да сказуются к Богу (Флп.4:6). В молитве терпите (пребывайте), бодрствующе в ней со бла­годарением (Кол.4:2). Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздевающе преподобныя руки без гнева и размышле­ния (1Тим.2:8). Прилепляяйся же Господеви непрестанною молит­вою, един дух есть с Господем (1Кор.6:17). Прилепляющегося к Гос­поду и соединяющегося с Господом непрестанною мо­литвою Господь избавляет от порабощения и служения греху и диаволу: Бог же, возвещает нам Спаситель, не имать ли сотворити отмщение избранных своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя о них? Глаголю вам, яко со­творит отмщение их вскоре (Лк.18:7,8). Признак иноческого совер­шенства — непрестанная молитва. «Достигший сего, — говорит святой Исаак Сирский, — достиг высоты всех добродетелей и соделался жилищем Святаго Духа» (Слово 21). Упражнение в непрестанной молитве, приобучение себя к ней необходимо для всякого инока, желающего достигнуть христианского совершенства. Упражнение в непрестанной молитве и приобучение себя к ней есть обязанность каждого инока, возложенная на него запо­ведью Божиею и иноческими обетами [63] . Очевидно, что святые апостолы, получившие лично от Господа запо­ведь о непрестанной молитве, передавшие ее верую­щим, сами занимались непрестанною молитвою. До принятия Святаго Духа они пребывали в одном доме, занимаясь молитвою и молением (Деян.1:14). Под именем молит­вы здесь разумеются те молитвословия, которые они совершали вместе, а под именем моления постоянное молитвенное направление их духа, непрестанная молит­ва. Когда низошел на апостолов Святый Дух, то, соде­лав их храмами Божиими, соделал вместе храмами не­престанной молитвы, как говорит Писание: Дом Мой дом молитвы наречется (Ис.56:7). «Дух, когда вселится в кого из че­ловеков, тогда человек тот не престает от молитвы: ибо Сам Дух непрестанно молится» (Св. Исаак Сирский. Слово 21). Апостолы имели только два духовных подвига: молитву и проповедь Сло­ва Божия: от проповеди Слова они возвращались к мо­литве. Они находились в непрестанной духовной бесе­де: то беседовали молитвою с Богом, то беседовали от лица Божия с человеками. В той и другой беседе действовал один и тот же Святый Дух (Деян.6:2,4). Чему мы научаем­ся из примера святых апостолов? Тому, что вслед за по­слушанием, послушанием деятельным Слову Божию, должно сосредоточить всю деятельность свою в непре­станную молитву, потому что непрестанная молитва приводит христианина в состояние, способное к при­нятию Святаго Духа. Господь, возлагавший на апосто­лов различные служения, когда соделал их способными приять Святаго Духа, то повелел им пребывать во граде Иерусалимсте, во граде мира и безмолвия, вне всякого служения: седите во граде Иерусалимсте, сказал Он им, дондеже облечетеся силою свыше (Лк.24:49).

Из писаний преподобных иноков видно, что память Божия, или поучение, были в общем употреблении у иноков первенствующей Церкви Христовой. Преподоб­ный Антоний Великий завещавает непрестанное памя­тование имени Господа нашего Иисуса Христа: «Не пре­давай забвению, — говорит он, имени Господа нашего Иисуса Христа, но непрестанно обращай его во уме тво­ем, содержи в сердце, прославляй языком, говоря: Госпо­ди Иисусе Христе помилуй меня. Также: Господи Иисусе Хрис­те, помоги мне. Также: Славословлю Тебя, Господь мой, Иисус Христос» [64] .

Занимались непрестанною молитвою не только без­молвники и отшельники, но и общежительные иноки. Святой Иоанн Лествичник говорит о иноках посещен­ного им Александрийского общежития, что они «и за самою трапезою не престают от умственного подвига, но условленным и введенным в обычай знаком и мано­вением, блаженные, напоминают друг другу о молитве, совершаемой в душе. И делают они это не только за тра­пезою, но и при всякой встрече, при всяком собра­нии» (Слово 4, гл. 17). Преподобный Исаак, безмолвник Египетского Скита, поведал преподобному Кассиану Римлянину, что ему для непрестанной молитвы служит второй стих 69 псалма: Боже в помощь мою вонми, Господи помощи ми по­тщися (Cjllatio 10, cap. 10). Преподобный Дорофей, инок общежительно­го монастыря аввы Серида в Палестине, преподал уче­нику своему, преподобному Досифею, сказано в житии Досифея, непрестанно упражняться в «Памяти Божи­ей», заповедав ему постоянно произносить: Господи Иису­се Христе, помилуй мя и: Сыне Божий помоги мне [65] . Препо­добный Досифей молился попеременно то первыми, то вторыми словами преподанной ему молитвы. Она преподана была ему в таком виде по причине новоначалия ума его, чтоб ум не уныл от единообразия молитвы. Когда блаженный Досифей тяжело заболел и прибли­жался к кончине, то святой наставник его напоминал ему о непрестанной молитве: «Досифей! Заботься о молитве; смотри, чтоб не потерять ее». Когда болезнь Досифея еще более усилилась, опять святой Дорофей говорит: «Что, Досифей? Как молитва? Пребывает ли?» Из этого видно то высокое понятие, которое имели о поучении древние святые иноки. Преподобный Иоан­никий Великий непрестанно повторял в уме молитву: Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Свя­тый, Троице Святая, слава Тебе [66] . Ученик Иоанникия Ве­ликого, преподобный Евстратий, которого святой писа­тель жития его назвал Божественным, стяжал непре­станную молитву. «Он всегда Господи помилуй в себе гла­голаше», — говорит писатель жития его (Четьи-Минеи. Января в 9-й день). Некоторый отец Раифской пустыни постоянно сидел в келье, за­нимаясь плетением веревок, причем говорил с воздыха­нием, колебля главою: «Что будет?» Произнесши эти слова и несколько помолчав, опять повторял: «Что бу­дет?» В таком поучении он провел все дни жизни своей, непрестанно сетуя о том, что последует по исшествии его из тела [67] . Святой Исаак Сирский упоминает о неко­тором отце, который в течение сорока лет молился од­ною следующею молитвою: «Я, как человек, согрешил; Ты, как Бог, прости меня». Другие отцы слышали, что он поучается в этом стихе с печалью: он плакал не умолкая, и все молитвословия заменяла для него эта одна молитва день и ночь (Слово 52). Большинство монашеству­ющих всегда употребляли для поучения молитву Иису­сову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя греш­наго. Иногда, смотря по надобности, они разделяли ее для новоначальных на две половины и говорили в тече­ние нескольких часов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго; потом, в течение другого промежутка време­ни: Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Впрочем, не долж­но часто переменять слов молитвы, потому что деревья, часто пересаждаемые, не укореняются, замечает святой Григорий Синаит (Добротолюбие, ч. 1. 15 глав о безмолвии, гл. 2). Избрание молитвы Иисусовой для поучения весьма основательно как потому, что имя Гос­пода Иисуса Христа содержит в себе особенную Боже­ственную силу, так и потому, что при упражнении мо­литвою Иисусовою воспоминание о смерти, о истяза­нии от духов воздушных, о изречении Богом оконча­тельного определения, о вечных муках начинает прихо­дить в свое время само собою и столь живо, что приве­дет подвижника в обильные непрестанные слезы, в горькое рыдание о себе, как о мертвеце, уже погребен­ном и смердящем, ожидающем оживления от всесиль­ного Божия Слова (Ин.11:39,43,44).

Польза от поучения, или памяти Божией, неисчис­лима: она превыше слов, превыше постижения. И те, которые ощутили ее, не в силах вполне объяснить ее. Непрестанная молитва, как заповедь Божия и дар Бо­жий, необъяснима человеческим разумом и словом. Краткая молитва собирает ум, который если не будет привязан к поучению, сказал некто из отцов, то не мо­жет престать от парения и скитания всюду (Св. Исаак Сирский. Слово 72). Краткую молитву подвижник может иметь на всяком месте, во всякое время, при всяком занятии, особенно телесном. Даже присутствуя при церковном богослужении, полез­но заниматься ею, не только при не довольно внятном чтении, но и при чтении отчетливом. Она способствует внимать чтению, особливо когда вкоренится в душе, сделается как бы естественною человеку. Поучение во­обще, в особенности Иисусова молитва, служит превос­ходным оружием противу греховных помыслов. Следу­ющее изречение святого Иоанна Лествичника повторе­но многими святыми писателями: «Иисусовым именем поражай ратников сопротивного: ибо ни на небеси, ни на земли не найдешь оружия более крепкого» (Слово 21, гл. 7). От не­престанной молитвы подвижник приходит в нищету духовную: приучаясь непрестанно просить Божией по­мощи, он постепенно теряет упование на себя; если сделает что благопоспешно, видит в том не свой успех, а милость Божию, о которой он непрестанно умоляет Бога. Непрестанная молитва руководствует к стяжа­нию веры, потому что непрестанно молящийся начи­нает постепенно ощущать присутствие Бога. Это ощу­щение мало-помалу может возрасти и усилиться до того, что око ума яснее будет видеть Бога в промысле Его, нежели сколько видит чувственное око веществен­ные предметы мира; сердце ощутит присутствие Бога. Узревший таким образом Бога и ощутивший Его при­сутствие не может не уверовать в Него живою верою, являемою делами. Непрестанная молитва уничтожает лукавство надеждою на Бога, вводит в святую просто­ту, отучая ум от разнообразных помыслов, от составле­ния замыслов относительно себя и ближних, всегда содержа его в скудости и смирении мыслей, составля­ющих его поучение. Непрестанно молящийся посте­пенно теряет навык к мечтательности, рассеянности, суетной заботливости и многопопечительности, теря­ет тем более чем более святое и смиренное поучение будет углубляться в его душу и вскореняться в ней. На­конец, он может прийти в состояние младенчества, за­поведанное Евангелием, соделаться буим ради Христа, то есть утратить лжеименный разум мира и получить от Бога разум духовный. Непрестанною молитвою уничтожается любопытство, мнительность, подозри­тельность. От этого все люди начинают казаться доб­рыми; а от такого сердечного залога к людям рождает­ся к ним любовь. Непрестанно молящийся пребывает непрестанно в Господе, познает Господа как Господа, стяжавает страх Господень, страхом входит в чистоту, чистотою в Божественную любовь. Любовь Божия ис­полняет храм свой дарованиями Духа.

Говорит преподобный авва Исаия Отшельник о по­учении: «Благоразумный богач скрывает внутри дома сокровища свои: сокровище, выставленное наружу, под­вергается хищничеству воров и наветуется сильными земли: так и монах смиренномудренный и добродетель­ный таит свои добродетели, как богач сокровища, не исполняет пожеланий падшего естества. Он укоряет себя ежечасно и упражняется в тайном поучении, по сказанному в Писании: согреяся во мне сердце мое, и в поуче­нии моем разгорится огнь (Пс.38634). О каком огне говорит здесь Писание? О Боге: Бог наш есть огнь поядаяй (Евр.12:29). Огнем ра­стопляется воск и иссушается тина скверных нечистот: так и тайным поучением иссушаются скверные помыс­лы и истребляются из души страсти, просвещается ум, уясняется и утончается мысль, изливается радость в сердце. Тайное поучение уязвляет бесов, отгоняет злые помыслы: им оживотворяется внутренний человек. Во­оружающегося тайным поучением укрепляет Бог; Анге­лы преподают ему силу; человеки прославляют его. Тай­ное поучение и чтение соделывают душу домом, отвсю­ду затворенным и заключенным, столпом неподвиж­ным, пристанищем тихим и безмятежным. Оно спасает душу, охраняя ее от колебания. Очень смущаются и мол­чат бесы, когда инок вооружает себя тайным поучени­ем, которое заключается в молитве Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, — чтением в уединении споспешествует упражнению в поучении. Тайное поучение есть зеркало для ума, светильник для совести. Тайное поучение иссушает блуд, укрощает ярость, отгоняет гнев, отъемлет печаль, удаляет дер­зость, уничтожает уныние. Тайное поучение просвеща­ет ум, отгоняет леность. От тайного поучения рождается умиление, вселяется в тебя страх Божий: оно при­носит слезы. Тайным поучением доставляется монаху смиренномудрие нелестное, бдение благоумиленное, молитва несмущенная. Тайное поучение есть сокровище молитвенное: оно отгоняет помыслы, уязвляет бе­сов, очищает тело. Тайное поучение научает долготер­пению, воздержанию; причастнику своему возвещает о геенне. Тайное поучение соблюдает ум немечтатель­ным и приносит ему размышление о смерти. Тайное поучение исполнено всех благих дел, украшено всякою добродетелью, всякого скверного дела непричастно и чуждо» (Алфавитный Патерик Скитский, буква Н).

Святой Исаак Сирский: «Кого поучение непрестан­но в Боге, тот отгоняет от себя бесов и искореняет семя злобы их. Веселится сердце в откровениях у того, кто непрестанно внимает душе своей. Обращающий зрение ума своего в себя зрит в себе зарю Духа. Возгнушавший­ся всяким парением (скитанием, рассеянностью) зрит Владыку во внутренней клети сердца своего... Небо внут­ри тебя, если будешь чист, и в самом себе увидишь Ан­гелов с светом их, и с ними Владыку их, и внутри их... Сокровище смиренномудрого внутри его, и оно — Гос­подь... Страсти изгоняются и искореняются непрестан­ным поучением о Боге: оно — меч, убивающий их. Же­лающий увидеть Господа внутри себя старается очис­тить свое сердце непрестанною памятью Божиею: та­ким образом светлостью очей ума будет на всякий час зреть Господа. Что приключается рыбе, вынутой из воды, то приключается и уму, исшедшему из памяти Бо­жией и блуждающему в воспоминаниях мира... Страшен бесам, любезен Богу и Ангелам Его тот, кто ночью и днем с горячею ревностью взыскует Бога в сердце сво­ем и искореняет из него прозябающие прилоги врага (Слово 8). Без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу» (Слово 69). Преподобный Кассиан Римлянин: «Моление сим малым стихом (вышеупомянутым вторым стихом 69 псалма) должно быть непрестанное, чтоб искушения нас не ниспровергли, чтоб в благополучии сохранить­ся от превозношения. Поучение в сем малом стихе, го­ворю, да вращается в персях твоих непрестанно. Не преставай повторять его, в каком бы ни был деле, или послушании, или если б ты находился в путешествии. Поучайся в нем и отходя ко сну, и употребляя пищу, и при исправлении нижайших нужд телесных. Такое уп­ражнение сердца соделается для тебя спасительным правилом, которое не только сохранит тебя неповреж­денным при всяком нападении демонов, но и, очистив от всяких телесных страстей, возведет к невидимым и небесным видениям, вознесет к неизреченной, весьма немногим по опыту известной высоте молитвы. Сей малый стих будет удалять от тебя сон, доколе ты, обра­зовавшись сим неизъяснимым словами упражнением, не приучишься заниматься им и во время сна. Он, ког­да случится тебе пробудиться, первый будет приходить тебе на мысль; он, когда проснешься, будет предупреж­дать все прочие помышления; он, когда встанешь с одра твоего, будет занимать тебя, доколе не начнешь коленопреклонений; он будет провожать тебя ко вся­кому труду и делу; он во всякое время будет за тобою следовать. В нем поучайся, по заповеданию законода­теля (то есть Моисея, законодателя израильского), сидя в дому и шествуя по пути, ложась спать и вставая от сна; напиши его на порогах и на дверях уст твоих: напиши его на стенах дома твоего и во внутренних со­кровищах персей твоих, так, чтоб он, когда ты возле­жишь, был готовым для тебя псалмопением, когда же встанешь и приступишь к исправлению всего необхо­димого для жизни, удобною к отправлению и непрес­танною молитвою» [68] .

Святой Иоанн Златоуст: «Братия! Умоляю вас: не допустите себе когда-либо престать от совершения пра­вила, сей молитвы или презреть его... Инок употребляет ли пищу или питие, сидит ли или служит, путешествует ли или что другое делает, должен непрестанно вопить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! чтоб имя Господа Иисуса, сходя в глубину сердца, смирило змея, обладающего сердечными пажитями, спасло и оживот­ворило душу. Непрестанно пребывай в имени Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и да будут сии два — едино» (Добротолюбие, ч. 2. Ксанфопулов гл. 21).

Брат спросил преподобного Филимона: «Что зна­чит, отец, сокровенное поучение?» Старец отвечал: «Иди, трезвись в сердце твоем и говори в мысли твоей трезвенно, со страхом и трепетом: Господи Иисусе Хрис­те, помилуй мя» (Об авве Филимоне слово зело полезно. Добротолюбие, ч. 4).

Отчего непрестанная молитва или непрестанное памятование Бога названы поучением? Оттого, что под­вижники, на делание которых низошла роса Божествен­ной благодати, обрели в повторяемой ими краткой мо­литве духовный, глубочайший, неисчерпаемый смысл, постоянно привлекавший и усугублявший их внимание своею духовною новизной. И соделывался для них крат­кий стих обширнейшею наукою, наукою из наук, а заня­тие им в точном смысле поучением.