Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Пошел Иосиф из дома отцовского, из Хеврона, при­шел в Сихем. Там уже не было его братьев. Он не знал, где найти их, — и начал искать и расспрашивать. Вне­запно встретился с ним незнакомый человек, который спросил его, кого он ищет. Иосиф отвечал ему: «Ищу братьев моих; скажи мне, не знаешь ли, где они со ста­дами своими?» Незнакомец отвечал: «Ушли отсюда; я слышал, они говорили между собою: пойдем в Дофа­им». По словам этого человека, которого как будто судь­ба нарочно привела навстречу Иосифу, чтоб направить его к его предопределению, юноша начинает снова искать братьев — жертва жрецов своих — и находит их в Дофаиме. Издали узнали они его, — начали сговари­ваться об убийстве. Раздались в собрании братьев ужас­ные слова о брате: «Вот идет сновидец. Убьем его и ска­жем: его съел хищный зверь. Посмотрим, что будет тог­да с его снами!» Вслед за ужасными словами поднялись и преступные руки. Но Рувим, старший сын Иакова, от­нял его у них. «Не будем убивать его, — сказал он им, — собственными руками! Спустите его в один из здешних рвов; рук же ваших не возлагайте на него!» И помыш­лял смягчившийся Рувим возвратить старцу-отцу люби­мого сына. Они сняли с Иосифа пеструю одежду и бро­сили его в глубокий, сухой колодезь — живого в ужас­ную могилу. Во рву Иосиф, в челюстях смерти!.. Святой юноша, тяжким опытом начинается твоя духовная опыт­ность! Чудная твердость души твоей, перенесшая такую лютую скорбь! Твердость в бедствиях дается непороч­ною, безукоризненною совестью. Научи нас стяжать и чистоту твою, и твердость — могучие опоры для сердца в превратностях жизни.

Иосиф во рву. Что делают братья? Они сели есть... Созревшая ненависть!.. Когда какая-нибудь страсть со­зреет в душе, — душа уже не чувствует своего смертного недуга. Страшнее быть сердцем в этой глубине злобы, чем телом, при душе ангельской, во рву глубоком. Сыны Иакова совершили злодеяние, как бы исполнили долг: столько природнилась им ненависть к брату. И седоша ясти хлеб (Быт.37:25), говорит Писание.

Когда совершалась эта трапеза, конечно, на ней не присутствовало ничего доброго. Буйно совершалась она. Как иначе могли обедать убийцы? Громкий хохот прерывал страшное молчание: то был хохот души, ко­торая сбросила с себя одежду стыдливости, наслажда­ется усвоившеюся, насытившеюся злобою. Выскакива­ли по временам адские слова — как бы из темной пропа­сти — из сердец, решившихся на братоубийство. Мрач­ны, зверовидны были лица обедающих. Зрение и слух их угрюмо, дико блуждали всюду. Не управляло уже здесь благоразумие. Какое благоразумие! Когда страсти овладеют человеком, тогда ум, лишенный своего влады­чества, служит угодливым и изобретательным слугою страстям для удовлетворения их лукавых, прихотливых, преступных требований.

Пируют сыновья Иакова над могилой с живым мерт­вецом, и вот мечущиеся взоры их внезапно усматривают путешественников. То были измаильтяне, купцы. Они показались от Галаада, на дороге к Египту. Их верблюды были обильно навьючены стираксою, бальзамом и лада­ном: эти товары везли они для продажи в Египет. На бешеной трапезе услышался голос: «Что нам пользы, если убьем брата и скроем кровь его? Продадим его этим из­маильтянам! Руки же наши да не будут на нем: ведь он брат нам и плоть наша!» Голос этот был голос Иуды, чет­вертого в сынах Иакова; Иуда предложил продажу брата-праведника. Чрез многие столетия явится другой Иуда; он скажет о другом Праведнике, о самом Богочеловеке: «Что ми хощете дати, и аз вам предам Его?» (Мф.26:15)

Зазвенели златницы... уже вытащен из колодца Иосиф и поспешно продан аравитянам. Ни одного спор­ного слова ни о цене, ни о пленнике не произнесено ни с той, ни с другой стороны. Не умолчало бы Писа­ние о достойном памяти слове, если бы оно было сказа­но. Писание в этой повести передает и те слова, кото­рые сколько-нибудь стоят замечания. Звучат златницы... их было двадцать. Как схож звон этот со звоном тридца­ти сребреников!.. Блаженный юноша, проданный за двадцать златниц! Ты удостоился быть преобразовани­ем Проданного за тридцать сребреников!

Рувима не было за обедом. Не был он участником в умысле и заговоре преступном; не был и на пиру, на котором праздновалось удавшееся злодейство. Тайно приходит он ко рву и зовет погребенного. Нет ответа. Опять зовет... нет ответа! В отчаянии он рвет на себе одежду, прибегает к братьям, говорит им: «Нет юноши во рву! Куда теперь денусь я?..» В ответ зазвучали злат­ницы. Их было двадцать: девять братьев, присутствовав­шие при продаже, доказали, что они не забыли отсут­ствовавшего десятого.

Между тем сыновья Иакова придумывали, как скрыть от старца-отца поступок свой с Иосифом. Они закололи козленка, в крови его обагрили пеструю одеж­ду и послали ее отцу с жестким вопросом: «Мы нашли это; узнавай — одежда ли это сына твоего или нет?» Он узнал ее; он сказал: «Это — одежда сына моего: зверь лютый съел его? Лютый зверь похитил Иосифа!» Рас­терзал Иаков на себе одежды, надел на себя вретище и многие дни оплакивал сына. Собрались к нему сыновья и дочери; они утешали старца. Но он не хотел утешить­ся, говорил: «Сойду с стенанием к сыну моему в ад». Долго повторял он эти слова и долго плакал.

Измаильтяне привели Иосифа в Египет (Быт. гл. 39): там пере­продали его Пентефрию, вельможе фараона — фарао­нами именовались цари египетские — начальнику телох­ранителей царских. И Господь был с Иосифом, таин­ственно бдел над ним, помогал ему. Скоро заметил гос­подин благословение неба над рабом своим и очень полюбил его. Следствием этой особенной любви было то, что Пентефрий вручил Иосифу управление всем до­мом своим и всем имением. Господь, ради Иосифа, бла­гословил достояние египтянина: излилась благодать Божия на все имение его, на дом его и на поля его. Пентефрий предался расположению своему со всею безза­ботливою доверчивостью, даже сам не осматривал ни­чего, не обращал ни на что внимания. Иосиф был очень статен, прекрасен собою. Красота его привлекла взоры жены Пентефрия. Страсть объяла ее: открыто, прямо объявила она юноше страсть свою. Юноша не согласил­ся на беззаконие. Он увещевал жену, пылавшую безум­ным и преступным вожделением; он говорил ей: «Гос­подин мой так вверился мне и так почил на моих забо­тах, что даже не знает ничего, что у него в доме. Все добро свое он сдал безотчетливо в мои руки: в его доме нет никого выше меня; все в моем ведении, кроме тебя, супруги его. Как же мне поступить по словам твоим? Как мне согрешить пред Богом?» Не слышит преступная жена мудрых слов сына Иаковлева: другое говорит в ней овладевшая ею страсть. Она слышит только голос страсти: слова Иосифа пролетели мимо слуха ее, как пустые звуки без смысла и значения. От времени до времени повторяет жена предложение, всегда с одинаково от­крытою, пламенною наглостью. Однажды Иосиф зани­мался в доме по должности своей; случилось, что тут никого не было из домашних, исключая госпожи. Она схватывает его за одежду, умоляет, требует, чтоб жела­ние ее было тут же исполнено. Иосиф вырывается из рук ее, убегает; верхняя одежда его осталась в руках египтянки. Неудовлетворенная преступная любовь вне­запно превращается в бешеную ненависть: та, которая за минуту искала насладиться прелестями прекрасной плоти, теперь неистово жаждет напиться кровью. Вопи­ет исступленная египтянка, громким визгом и криком сзывает домашних. Прибегают они. «Глядите, — говорит им египтянка, — этот молодой евреянин введен в дом наш, чтоб поругаться над нами!.. Он пришел ко мне... он сказал мне... я закричала громким голосом... услышав вопль мой, он убежал от меня... вот верхняя его одежда в руках моих!» Она сохранила эту одежду до возвраще­ния Пентефрия. В другой раз одежда — немой, услышан­ный лжесвидетель на Иосифа. Когда возвратился вель­можа, жена пересказала ему событие. Она говорила жалобно и тихо: «Ко мне приходил молодой евреянин, которого ты ввел к нам, чтоб обесчестить нас, и пред­лагал мне беззаконие. Когда же я громко закричала, он убежал, оставив у меня свою верхнюю одежду». Услы­шав сказание правдоподобное, в котором простотою и холодностью рассказа искусно прикрывались страшная буря душевная и адская клевета, видя в руках жены дока­зательство происшествия — одежду Иосифа, доказатель­ство, против которого, по-видимому, не было опровер­жений, Пентефрий пришел в сильное негодование. Рас­спросы и суд признал он излишними, ненужными, — так преступление раба в глазах его было ясно, живо, очевидно. Он велел ввергнуть Иосифа в темницу, в ко­торой содержались государственные преступники, — в твердыню: так называет эту темницу Писание.

Господь, избравший Иосифа с дней его детства, Гос­подь, помогавший ему в плену и в доме Пентефрия, не оставил его и в темнице. Расположилось к Иосифу сер­дце начальника темницы: он вверил юному узнику всю темницу, всех узников, заключенных в ней, и, подобно Пентефрию, почил со всею доверенностью на заботах Иосифа. Спустя несколько времени, провинились пред египетским царем двое вельмож его: старейшина вино­черпий и старейшина над хлебами (Быт. гл. 40). Разгневанный фа­раон заключил их в ту же темницу, в которой содержал­ся Иосиф. Начальник темницы поручил их Иосифу. Ког­да они пробыли несколько дней в темнице, в одну и ту же ночь каждый из них увидел сон. Утром приходит к ним Иосиф и примечает, что они оба в смущении. Он спрашивает вельмож фараоновых: «Отчего на лицах ва­ших печаль»? Они отвечают: «Каждый из нас видел сон; но некому истолковать снов наших». Иосиф сказал: «Не Бог ли дает дар изъяснять те сны, которые посылаются от Него? Расскажите мне сны ваши». Из слов Иосифа видно его духовное преуспеяние, плод искушений. Ког­да в детстве он видел сны, то ощущал только, что в них есть значение, и пересказывал их отцу и братиям, как бы ища объяснения, но не смея присовокуплять никако­го толкования. А здесь едва услышал, что старейшины видели сон, и уже надеется найти разрешение загадоч­ных сновидений в Боге, к Которому он приблизился, Которому усвоился скорбями, верою, чистотою, молит­вою. Сны ввели его в горнило скорбей; сны выведут его из этого горнила, в который промысел обыкновенно ввергает людей, предназначаемых им для дел великих. Начал старейшина виночерпий рассказывать сон свой: «Привиделось мне, — сказал он, — что передо мною ви­ноградный сад; в саду вижу три лозы, сочные, пустив­шие отрасли и давшие зрелый плод. Чаша фараонова была в руке моей. Я взял кисть винограда, выжал сок в чашу и подал ее фараону». Иосиф отвечал: «Вот значе­ние этого сна: три лозы — три дня. Пройдут еще три дня, и вспомнит фараон о тебе, возвратит тебе пре­жний сан твой старейшины виночерпия: ты будешь подавать чашу фараону по-прежнему. Тогда, в благопо­лучии твоем, вспомни обо мне. Окажи мне милость: поведай обо мне фараону и изведи меня из этих угрю­мых стен. Я украден из еврейской земли и здесь не сделал ничего худого, а меня ввергли в эту ужасную тем­ницу». Старейшина над житницами, услышав истол­кование благоприятное, также пересказал свой сон Иосифу: «И я, — говорил он, — видел сон. Мне предста­вилось, что держу на голове три корзины с хлебами. В верхней корзине было всякого роду печенье, употреб­ляемое фараоном. Внезапно налетели птицы, начали клевать печенье». Иосиф отвечал: «Вот значение сна: три корзины — три дня. Пройдут еще три дня — и сни­мет фараон с тебя голову твою! Труп твой повесят на древе; птицы небесные съедят тело твое». Настал тре­тий день: это был день рождения фараона. Он дал пир своим придворным; в беседе с ними вспомнил царь о двух заключенных старейшинах: старейшине виночер­пию возвратил прежний сан, и тот снова стал подавать чашу фараону, а старейшину над житницами велел каз­нить, по предсказанию Иосифа. И забыл старейшина виночерпий об Иосифе. Еще нужно было праведнику томление в темнице! Еще нужны ему были уединение и мрак тюрьмы, чтоб душа его глубже погрузилась в мо­литву, ею еще более приблизилась к Богу, еще светлее озарилась разумом духовным.

Прошло два года, — фараон видит сон (Быт. гл. 41). Ему предста­вилось, будто он стоит при реке: вот выходят из реки семь коров, тучных, прекрасных, и стали ходить по прибреж­ному пастбищу. За ними вышли из реки другие семь ко­ров, тощих, неприятного вида, — тоже начали ходить с первыми по берегу реки. Внезапно тощие коровы пожра­ли тучных, и не заметно было, чтоб тучные взошли в них: они сохранили свой прежний вид изнурения. Проснулся фараон. Потом опять засыпает, — видит другой сон: ви­дит, будто из одного стебля выросли семь колосьев, на­полненных зрелыми зернами: за ними выросли другие семь колосьев, тонких, как бы иссушенных зноем и вет­ром. Эти тонкие колосья поглотили в себя семь первых полных колосьев. Проснулся фараон; смутилась душа его; с наступлением утра он приказывает собрать всех ученых и мудрецов Египта и пересказывает им сон свой. Но они не могли истолковать сновидения, произведшего в царе задумчивость и смущение. Тогда старейшина ви­ночерпий сказал фараону: «Теперь вспоминаю согреше­ние мое! Когда ты, царь, прогневался на рабов твоих, на меня и на старейшину над житницами, повелел заключить нас в темницу, которая при доме начальника те­лохранителей: каждый из нас, в одну и ту же ночь, уви­дел сон. Там с нами был молодой евреянин, раб началь­ника телохранителей; мы рассказали ему сны свои, и он истолковал их. Мне предсказал возвращение сана, а то­варищу моему казнь. Так и случилось с обоими нами». Фараон послал в темницу за Иосифом, велел приве­сти его к себе. Вывели Иосифа из твердыни: вывела его рука Божия. По обычаю страны остригли ему волосы, переменили на нем одежду: он предстал пред лице фа­раона. Египетский царь пересказал ему сны свои и жа­ловался на мудрецов, что они не могли истолковать этих видений. «Я слышал о тебе, — говорил фараон Иосифу, — что ты объясняешь сны, когда тебе переска­жут их». Иосиф отвечал: «Без Бога не может фараон получить удовлетворительного ответа». Невольно Иосиф обнаруживает свое духовное состояние! Он ис­поведует явное, чудное, существенное Божественное действие, действие Святаго Духа, независящее от чело­века, посещающее человека по высшей воле и открыва­ющее ему тайны. Это невидимое общение с Богом, это благодатное действие ощущал в душе своей Иосиф: до такой высоты духовного преуспеяния возвели его по­стоянство в добродетели, бедствия, страдания, — или, правильнее, благодать Святаго Духа, осеняющая посто­янно добродетельных, в особенности же страдальцев невинных. «Оба сна твои, — сказал он фараону, — име­ют одно значение; сны твои — один сон. Семь коров туч­ных предзнаменуют семь лет плодородных; семь полных колосьев предзнаменуют то же. Семь коров тощих и семь колосьев иссохших означают семь лет голода. Бог пока­зывает фараону то, что Он вознамерился совершить. Наступят семь лет: в течение их будут в Египте обильные жатвы. Приидут другие семь лет, и от скудости их забу­дется обилие первого семилетия. Голод поразит, сгубит землю. Самые следы предшествовавшего обилия изгла­дятся последующею за ним скудостью: потому что голод будет очень сильный. Дважды повторился сон фараона: это подтверждение изречения Божия и знак, что Бог ускорит привести в исполнение Свое определение. Царь! Высмотри у себя разумного человека и поручи ему землю египетскую. Пусть в течение семи плодонос­ных лет собирается пятая часть всего урожая; собирае­мая пшеница должна поступить в ведение фараона и храниться в городах. Таким образом составятся хлебные запасы для семи лет неурожайных, и земля не погибнет от голода». Понравились слова Иосифа фараону и ок­ружающим его. Фараон сказал им: «Где же нам найти другого человека, который бы, как этот, имел в себе Духа Божия?» Потом, обращаясь к Иосифу, говорит ему: «Бог открывает тебе тайны, и потому нет человека, ко­торый бы сравнился с тобою мудростью и разумом. Будь главою в доме моем; пусть повинуются тебе все люди мои! Разве одним престолом я буду выше тебя. Постав­ляю тебя над всею землею египетскою».

Фараон снял перстень с руки и надел его на руку Иосифа, облек его в червленую одежду, возложил на него золотую гривну и повелел посадить его на вторую колес­ницу свою: в ней возили нового сановника по городу; перед колесницей шел глашатай, возвещая народу сан и власть Иосифа. Тогда Иосифу исполнилось тридцать лет. Фараон женил своего наперсника на Асенехе, дочери жреца илиопольского, и переименовал его, назвав — Псомфомфаних. Что бы значило это наименование? Оно значит «Спаситель мира» [5] . Прообразовал Иосиф нисше­ствие на землю Богочеловека, к падшему и заблудшему роду человеческому, когда послан был отцом к братьям, пасшим скот вдали от отцовской кущи. Прообразовал Его, когда был продаваем братьями иноплеменникам. Прообразовал Его погребение своим заключением в темнице; внезапным возвышением и славою прообразовал славу Его воскресения. Дочь жреца илиопольского, всту­пившая в супружество с Иосифом, предъизображала Церковь Христову, составившуюся из язычников. Спасе­нием народа от смерти предзнаменовалось спасение че­ловечества от смерти вечной. Раздаятель вещественного хлеба был предъизображением Того, Кто и Хлеб сшедый с небеси, и Раздаятель этого небесного хлеба (Ин. гл. 6). Из среды таинственных ветхозаветных прообразований в первый раз услышалось утешительное имя: Спаситель мира! Див­но промысл Божий предвещал великое дело Божие, ис­купление человечества, библейскими прообразователь­ными тенями. В какой дали времен начали являться эти тени! Как живо обрисовывали они истину! Какою таин­ственностью покрыты были для современников! Как они стали ясны, очевидны, когда Бог открыл человекам разумение вдохновенных Им Писаний.

Иосиф приступил к исполнению обязанностей, к ко­торым призвал его Сам Бог и которые, по устроению Божию, возложил на него владетель Египта. Он предпри­нял путешествие по всему Египту и, обозрев страну, сде­лал нужные распоряжения. Земля в продолжение семи лет давала обильную жатву. В течение этих семи лет Иосиф скоплял хлебные запасы, которые хранил в горо­дах за надежным присмотром и стражею в обширных кладовых. Он собрал бесчисленное количество пшеницы: она лежала в складочных местах подобно горам песку. В течение тех же плодородных семи лет Асенефа родила двух сынов. Иосиф назвал первенца Манассиею. Назы­вая так, он включил в имя старшего сына глубокую мысль: так устроил меня Бог, что я забыл страдания мои. Второго он назвал Ефремом, соединяя с этим именем другую глубокую и благочестивую мысль: Бог возрастил меня в земле смирения моего. Такие мысли заключают в себе эти имена, по значению своему на еврейском языке [6] . Протекли семь лет плодородных, как проходит все, что подчинено времени: наступили голодные годы. По предсказанию Иосифа, голод начал свирепствовать по всей земле. Народ египетский возопил к фараону, прося хлеба. Фараон отвечал подданным: «Идите к Иосифу и делайте то, что он скажет вам». Иосиф отворил запас­ные житницы, начал продавать оттуда хлеб египтянам. Голод свирепствовал по лицу земли. Жители соседних стран, услышав, что в Египте продается хлеб, и утесня­емые голодом, начали приезжать в Египет для покупки пшеницы. Мудрый, предусмотрительный правитель за­готовил запасный хлеб в количестве, способном не только прокормить свой народ, но и привлечь деньги других народов в египетское государство.

В числе прочих земель, угнетенных голодом, томи­лась земля ханаанская. Терпело недостаток в пище и семейство святого патриарха. Слух, что в Египте прода­ется хлеб, дошел до старца (Быт. гл. 42). Он сказал сыновьям своим: «Я слышал, есть пшеница в Египте: что вы не обратите на это внимания? Сходите туда, купите сколько-нибудь хлеба для поддержания жизни нашей; иначе — чтоб не пришлось нам умереть с голоду». Повинуясь воле отца, десять братьев Иосифа отправились в Египет для покуп­ки хлеба. Вениамина не отпустил Иаков с братьями; он сказал: «Чтоб не случилось с ним на дороге чего худого».

Прибыв в Египет, сыновья Иакова пришли с прочи­ми покупателями на то место, где продавался хлеб. Про­дажею хлеба занимался сам Иосиф. Когда братья пред­стали перед него, он тотчас узнал их; но они нисколько не подозревали, что стоят пред братом, проданным в рабы за двадцать златниц. И как им было узнать его? Когда они расстались с ним, ему едва минуло семнад­цать лет; теперь он приближался к сорокалетнему воз­расту. Измененный годами, он не менее изменен был величием и блеском сана, первого в царстве египетском, которое опередило почти все другие государства образованностью, могуществом, внутренним устрой­ством. Представ перед Иосифа, братья низко поклонились ему, челом до земли. Иосиф вспомнил сны свои... Мудрый, добродетельный Иосиф! Он отложил до друго­го времени объявить себя братьям. Сколько эта великая душа имела над собою власти! Не снедалось ли сердце его желанием тотчас дать о себе радостнейшую весть престарелому, святому родителю, который более двад­цати лет ничего не знал о нем и, считая погибшим без­возвратно, печалился неутешно? Он не внимает влече­нию милостивого, великодушного сердца, избирает об­раз действования, необходимо нужный для пользы и своей, и братьев своих. Иосиф знал грубые, необузданные нравы этих людей; то были полудикие пастухи, взросшие на кочевьях, проведшие всю жизнь при ста­дах, на приволье буйной свободы, под открытым небом, в безлюдных пустынях. Они не знали никакой власти над собою, не знали никакой бразды: отцу оказывали неповиновение; причиняли ему частые оскорбления; всякое пожелание свое, как бы оно преступно ни было, приводили в исполнение; руки их нередко бывали обаг­рены кровью невинных. Такими изображает Писание сыновей Иакова. Им нужен был урок. Для собственного благополучия их, необходимо было познакомить их с покорностью, с благонравием. Жестокие души, привык­шие попирать совесть и страх Божий, иначе не могли быть потрясены, приведены в чувство и самопознание, как пыткою страха человеческого. Предвидя продолжи­тельный голод, Иосиф предвидел и необходимость пе­реселения семейства Иаковлева из Палестины в Египет. Не поэтому ли он назвал братьев своих, при первом их приезде в Египет, соглядатаями?.. Если б братья его вне­сли с собою в новое отечество свою необузданность, свое буйство, скоро навлекли бы на себя негодование египтян; скоро низринулось бы благополучие семейства Иаковлева, благополучие самого Иосифа; семейство это и он подверглись бы величайшим бедствиям. Приобре­тенное долговременными страданиями должно было оградить, сохранить мудрым поведением.