Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

6) Для поддержания немощи нашей, для враче­вания язв греховных, получаемых нами после креще­ния, для поддержания святыни, которою запечатле­ны мы святым крещением, в целости, Бог даровал нам таинство исповеди. Этим таинством возобновляется и восстановляется состояние, доставляемое святым Кре­щением (Требник. Последование исповеди). К таинству исповеди должно прибегать по возможности часто: душа того человека, который име­ет обычай часто исповедовать свои согрешения, удерживается от согрешений воспоминанием о предстоя­щей исповеди; напротив того, неисповедуемые согре­шения удобно повторяются, как бы совершенные в по­темках или ночью (Лествица. Слово 4, гл. 53).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Евангелие упоминает о двух блаженных состояниях: о состоянии спасения и о состоянии христианского со­вершенства. Некоторый богатый и знатный юноша иудейский припал к ногам Богочеловека и просил ска­зать ему, как он должен поступать, чтоб наследовать живот вечный, спасение? Иудею, то есть правильно ве­рующему в Бога, Господь отвечал: Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф.19:17). На вопрос юноши, какие бы то были заповеди, Господь указал на одни заповеди, оп­ределяющие богоугодные отношения каждого правовер­ного к ближнему, не упомянув о заповедях, определяю­щих отношение человека к Богу, как об известных иудею и с точностью сохраняемых им, по крайней мере по наружности. Нравственный и религиозный недуг иуде­ев ко времени пришествия на землю вочеловечившего­ся Бога изменился.

Недуг изменился в своей видимой форме, оставаясь в сущности тем же, чем был и прежде — стремлением к богоотступничеству. Иудеи не выражали той непреодо­лимой наклонности к идолопоклонству, которая навето­вала, разрушала и духовное и гражданское благосостоя­ние их в течение целого тысячелетия, от исшествия их из Египта до переселения в Вавилон. Сатана не влек их к отступлению от Бога и к поклонению себе при посред­стве поклонения идолам: другую кознь, более действи­тельную, другую погибельную пропасть, несравненно более глубокую и мрачную, он придумал и приготовил для них. Сатана оставил иудеев служителями истинного Бога по наружности. Мало этого: он увлек их к усилен­ному, неправильному уважению обрядовых постановлений и старческих преданий, в то же время выкрал ува­жение к заповедям Божиим; он увлек их в подробней­шее и утонченное изучение Закона Божия по букве, в то же время выкрал изучение Закона Божия жизнью; зна­ние Закона Божия по букве он употребил в средство вовлечения в ужаснейшую гордость, в ужаснейшее са­момнение, при которых они, именуя себя и представля­ясь другим чадами Божиими, на самом деле были вра­гами Бога и чадами диавола (Ин.8:44). Под предлогом сохране­ния верности к Богу они отвергли Бога; под предлогом сохранения общения с Богом, они отвергли общение с Богом, заразились сатанинскою ненавистью к Богу, за­печатлели эту ненависть богоубийством [144] . Все это со­вершилось от оставления жизни богоугодной! Все это совершилось от оставления заповеданных Богом отно­шений к ближнему, причем сохраненные по наружнос­ти отношения к Богу соделываются мертвыми. По этой причине Спаситель возводит иудея, вопросившего о том, как ему спастись, в отношения к ближним, запове­данные Богом. Так и всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни вни­мательной, если захочет заняться своим спасением, дол­жен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним. В этих отношениях он должен исправить то, что подлежит исправлению, принести искреннее покаяние пред Богом в том, что уже не подлежит ис­правлению, и предначертать себе деятельность, благоугодную Богу. Се пол имения моего, сказал Господу мытарь Закхей при обращении своем, дам нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Он услышал радостнейшее определение всеблагого и всемогущего Господа, пребы­вающего и ныне столько же благим и столько же все­сильным: Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Ав­раамль есть, прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго (Лк.19:10). Потомок Авраама по плоти признан Богом за потомка в то время, как решился на жизнь богоугод­ную: из этого следует, что до того времени он не был признаваем, несмотря на право по плоти. И христиа­нин, доколе проводит произвольную греховную жизнь, противную евангельским заповедям, не признается хри­стианином, хотя имеет право на это наименование, присовокупившись к святому христианскому племени крещением. Что пользы в исповедании словами при от­вержении делами? Исповем им, небрегущим об исполне­нии евангельских заповедей, обетовал Господь, яко нико­лиже знах вас. Отъидите от Меня, делающие беззаконие! (Мф.7:23) Для спасения необходимо исполнение всех постановле­ний Евангелия, хранимых в должной целости единою Святою Православною Церковию.

Упомянутый выше юноша, услышав ответ от Госпо­да, что для спасения нужно жительство по заповедям Божиим, сказал: Вся сия сохраних от юности моея: что есмь еще не докончал? Рече ему Иисус: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене, взем крест (Мф.19:20,21; Мк.10:21). Спасение возможно при сохранении имения, в жизни посреди мира; для снискания совершенства требуется предварительное отрешение от мира. Спасение необхо­димо для всех; снискание совершенства предоставлено произволяющим. Образец христианского совершенства мы видим в святых апостолах, как засвидетельствовал о себе и о них святой апостол Павел, сказав: Елицы убо со­вершеннии, сие да мудрствуем (Флп.3:15), что совершенство христианское, будучи жительством в Боге, есть бесконечное поприще преуспеяния, как бесконечен Бог (Флп.3:20,12). «Это совершенное, несовершающееся совершенство совершен­ных, как поведал мне некто вкусивший его, — говорит святой Иоанн Лествичник, — столько освещает ум и от­вергает его от всего вещественного, что, по вступлении в сие небесное пристанище, по большей части из жиз­ни по плоти возносит, приведши в состояние исступле­ния, на небо к видению (и там содержит). Об этом гово­рит негде познавший, может быть, из опыта, яко Божии державнии земли зело вознесошася» (Пс.46:10. Лествица. Слово 29, гл. 5). Об этом сказал вос­хищенный до третьего неба и оставшийся жить там сер­дечными чувствованиями и помышлениями: наше житие на небесех есть (Флп.3:20). Совершенство состоит в явном причас­тии Святаго Духа, Который, вселившись в христиани­на, переносит все желания его и все размышление в вечность. Такое состояние души своей исповедал святой Давид, засвидетельствовавший о себе: Дух Господень гла­гола во мне, и слова Его на языце моем (2Цар.23:2). От действия Свя­таго Духа мог сказать Давид: Коль возлюбленна селения твоя, Господи сил. Желает и скоичавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Боге живе (Пс.83:2,3). Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию (Пс.41:2,3). Увы мне, яко пришельствие мое продолжися! (Пс.119:5) Неестественно человеку в обыкновенном его состоянии такое пламен­ное желание преселения в вечность: оно свойственно лишь мужу Духоносному, как и Духоносный Павел ска­зал о себе: Мне еже жити, Христос; и еже умрети, приобре­тение есть. Желание имый разрешитися и со Христом быти (Флп.1:21,23). «Купец, — говорит святой Исаак Сирский, — когда исполнится предприятие его и получится следую­щая ему часть корысти, спешит возвратиться в дом свой. И монах, доколе не совершено поприще делания его, не хочет разлучиться с телом. Когда же ощутит в душе сво­ей, что поприще им совершено, и он получил залог, тог­да начинает желать будущаго века... Ум, обретший пре­мудрость Духа, подобен человеку, нашедшему корабль на море. Когда он поместится в этот корабль, то немед­ленно уплывает в нем из моря мира преходящего и приплывает в остров, принадлежащий будущему веку. Ощущение будущаго века в сем мире подобно малому острову на море: приставший к этому острову уже не будет более трудиться в волнах мечтаний сего века» (Слово 85). Преподобный Макарий Великий живописует христи­анское совершенство следующими чертами: «Надобно человеку, так сказать, пройти двенадцать ступеней и потом достигнуть совершенства. Если кто достиг сей степени, то и пришел в совершенство. Опять, когда благодать начнет действовать слабее, он сходит с од­ной ступени и стоит на одиннадцатой. Иной, богатый и обилующий благодатию, всегда, день и ночь, стоит на степени совершенства, будучи свободен и чист от всего, всегда увлеченным и восхищенным в горняя. Если б это сверхъестественное состояние, явленное ныне человеку, изведанное им на самом опыте, всегда ему сопребывало, то он не мог бы ни принять на себя служения Слову, ни понести каких-либо трудов, ни слышать что, ни в нужных случаях позаботиться о себе или о наступающем дне, а сидел бы в одном углу восхи­щенным и как бы упоенным. По этой причине полная мера совершенства не дана человеку, чтоб он мог иметь попечение о братии и упражняться в служении Слова. Но стена уже разрушена и смерть побеждена. Это должно понимать так: как в каком-либо месте, при возжженной и светящей в нем свече, может находить­ся и некоторая мрачная сила, и густой воздух потем­нять его; так и при духовном свете находится некото­рое покрывало. По сей причине находящийся в этом свете человек исповедует себя еще не совсем совер­шенным и свободным от греха. Разрушилась, так ска­зать, и разорилась отделявшая стена, но только отчас­ти, а не совсем и навсегда, потому что благодать иног­да сильнее наставляет и укрепляет человека, а иногда как бы слабеет и уменьшается, сообразуясь с пользою человека. Кто достиг в сей жизни совершенной степе­ни и самым опытом узнал будущий век? Я еще не видел ни одного человека, который бы вполне достиг хрис­тианского совершенства, вполне был свободен от вся­кого порока. Хотя и упокоевается кто в благодати, по­стигает тайны и откровения, вкушает неизреченную сладость благодати; однако, при всем том, и грех в нем обитает... Я еще не видел никого совершенно свобод­ным; ибо и я отчасти восходил некогда до той степени, и узнал, что нет ни одного человека (вполне) совершен­ного» (Беседа 8, гл. 4,5). По сей-то причине, как мы видели, святой Иоанн Лествичник, а подобно ему, и многие святые отцы назвали человеческое совершенство в христиан­стве несовершенным совершенством, как и святой апостол Павел сказал: Не уже достигох или уже совершихся: гоню же, аще и постигну, о нем же и постижен бых от Христа Иисуса. Братие! аз себе не у помышляю достигши: едино же, задняя забывая, в передняя же простираяся, со усердием гоню к почести вышняго звания Божия — христианского совер­шенства — о Христе Иисусе (Флп.3:12,13).

Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига; подвигом доказы­вается только действительность и искренность желания получить дар; подвигом, который обуздывает и укроща­ет страсти, естество человеческое соделывается способ­ным и предуготовляется к принятию дара. От человека зависит очистить и украсить, и то с помощью Божиею, обитель в себе для Бога; пришествие Бога в эту обитель зависит единственно от Божия благоволения (Ин.14:32). Нестяжание и отречение от мира есть необходимое условие к достижению совершенства. Ум и сердце дол­жны быть всецело устремлены к Богу; все препятствия, все поводы к развлечению должны быть устранены; всяк от вас, сказал Господь, иже не отречется всего своего име­ния, не может быть Мой ученик (Лк.14:33). Упование на тленное имущество должно быть заменено упованием на Бога, а самое имущество — обетованием Бога, Который сказал: не пецытися глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Всех бо сих языцы ищут: весть бо Отец ваш небес­ный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Бо­жия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф.6:31-33). Посреди всех лишений, посреди трудного положения, в которое по-видимому приводит себя христианин, отказавшийся от имения и от всех преимуществ, доставляемых миром, он, содействующею ему Божиею благодатию, поставля­ется в самое удовлетворительное положение, какого мир никогда не может дать своим служителям.

и познавае­ми: яко умирающе, и се, живы есмы: яко наказуеми, а не умер­щвляеми: яко скорбяще, присно же радующеся: яко нищи, а многи богатяще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще (2Кор.6:4-10). В таком положении были все святые апостолы, все ос­тавившие и шедшие вслед Господа Мф.19:27. Они не имели ве­щественного имущества, но всему миру, утопавшему в погибели, доставили неоцененное духовное богатство — богопознание и спасение. Они не имели вещественного имущества, но вселенная им принадлежала: во всякий город, во всякое селение, куда они ни приходили, приготовлены им были промыслом Божиим и помещение и содержание, и елицы из уверовавших во Христа господие селом или домовом бяху, продающе приношаху цены продаемых и полагаху при ногах апостол (Деян.4:34). В таком поло­жении были все святые мученики. Пред вступлением в подвиг обыкновенно они давали свободу рабам, а иму­щество раздавали нищим [145] . Разорвав все связи с миром, они совлекали с себя самую одежду — тело — в без­закониях зачатую, облекались в одежду Святаго Духа, в Самого Господа нашего Иисуса Христа, претворяли свою одежду — тело — из плотской в духовную, из тлен­ной в нетленную, из греховной в святую, из земной в небесную. Страдания святых мучеников имели особен­ный характер: они страдали не как чада ветхого Ада­ма, — как члены Христа. Святая мученица Фелицитата была беременною в то время, как ее, за твердое испове­дание веры, заключили в мрачную и душную темницу. В темнице она разрешилась. Во время родов, которые были трудны, Фелицитата не могла удерживаться от воплей. По этому поводу один из тюремных стражей сказал ей: «Ты так кричишь теперь; что ж с тобою бу­дет, когда тебя предадут зверям на снедение?» Она отве­чала: «Теперь страдаю я; но тогда Другой во мне будет страдать за меня, потому что я страдаю за Него» [146] . Му­ченичество отнюдь не было изобретением человече­ским или последствием одного человеческого произво­ления: оно было даром Божиим человечеству и потому было сверхъестественно, как и святой апостол Павел сказал: Вам даровася еже о Христе, не токмо еже в Него ве­ровати, но и еже по Нем страдати (Флп.1:29). Подобно мучениче­ству, и монашество есть дар Божий. Монашество есть подвиг вышеестественный. Оно есть тоже мучени­чество в сущности своей, лишь для поверхностного не­вежественного взгляда представляясь чем-то иным, неопределенным. Подобно мученичеству, монашество требует, чтоб ему предшествовало отречение от мира. Как подвиг мученичества начинается различными тер­заниями тела, а совершается смертью его, так и под­виг монашества начинается отсечением своей воли и своих разумений, отречением от плотского наслажде­ния, а совершается умерщвлением души и тела для греха, оживлением их для Бога. Встав против греха до смерти, купив победу над ним непощадением тела в усиленных, сверхъестественных подвигах, многие ино­ки с величайшей удобностью перешли от подвига ино­ческого к подвигу мученическому по сродству между собой этих двух подвигов, заключающихся в отречении от мира и от себя. Как подвиг мученичества непонятен для гордого, служащего тлению мира, представляется для него буйством, так непонятен и странен для него подвиг монашества. Мученики по мере совершения подвига начинали обнаруживать обилие благодатных Даров; точно так и в иноках благодать Божия открыва­ла свое действие по умерщвлении их для греха, усили­вала это действие по мере того, как усиливалась в иноках их святая мертвость. Подвиг всякого инока — сверхъестественен: он непременно должен быть сопря­жен с победою скотоподобного свойства телесного, соделавшегося по падении принадлежностью каждого человека. Подвиг некоторых святых иноков кажется более непостижимым по сверхъестественности своей, нежели даже подвиг мучеников. В этом можно убедить­ся, прочитав жития преподобных Марка Фраческого, Онуфрия Великого, Марии Египетской и других. От­чего мученичество и монашество представляются су­масбродством и нелепостью для рабов греха и мира? Очевидно: оттого, что они признают добром одно доб­ро падшего естества, а христианства не знают и не понимают.

Для достижения совершенства, вслед за истощани­ем имения на нищих, необходимо взять крест свой (Мк.8:34). Оставлению имения должно последовать отвержение от самого себя, в чем и заключается принятие креста, или произвольное и постоянное подчинение скорбям двоякого рода, из которых составляется крест, как бы из двух древ, соединенных между собою и пресекающих друг друга. Одни из этих скорбей попущаются промыс­лом Божиим к нашему душевному созиданию, а другие мы должны возлагать произвольно сами на себя для обуздания и умерщвления страстей своих, для умерщв­ления в себе своего падшего естества. О скорбях, попу­щаемых нам промыслом Божиим, говорит святой апос­тол Павел: Его же любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, его же приемлет. Аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, его же не наказуем отец. Аще же без наказания есте, ему же причастницы быша вси (истинные служители Божии): убо прелюбодейчищи есте, а не сынове. К сим, плоти нашей отцы имехом наказа­тели, и срамляхомся: не много ли паче повинемся Отцу духо­вом, и живи будем? (Евр.12:6-9) Святой апостол Петр возводит к духовному разумению скорбей и утешает подвергшихся им следующим образом: Возлюбленные! Огненнаго искуше­ния, для испытания вам посылаемаго, не чуждайтесь, как приключения для вас страннаго. Но так как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если за имя Христово зло­словят вас: то вы блаженны. Ибо Дух славы и силы, Дух Бо­жий на вас почивает. Теми он хулится, а вами прославляет­ся. Только бы кто из вас не пострадал как убийца, как тать, или злодей, или как мятежник. А если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время на­чаться суду с дома Божия. Если же прежде с нас начнется: то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? Если праведник едва спасется: то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией, Ему, как верному Созда­телю, да предают души свои, делая добро (1Пет.4:12-19. По русскому переводу изд. 1822 г.). По наставлению апостола Павла, попускаемые промыслом скорби долж­но принимать с величайшею покорностью Богу, как и апостол принимал попущенные ему искушения: благово­лю, говорил он, в немощех, в досаждениих, в бедах, в изгна­ниих, в теснотах, по Христе (2Кор.10:10). По наставлению святого апостола Петра, при нашествии скорбей должно пре­даваться всесвятой воле Божией и с особенною трез­венностью, твердо держаться заповедей Божиих, от которых враг старается во время скорби отторгнуть помыслами печали, безнадежия, ропота, гнева, хулы. Всю печаль нашу возвергнем на Бога, яко Той печется о нас (1Пет.5:7). Подобает нам иметь всякую радость, то есть величайшую радость, егда во искушения впадаем различна (Иак.1:2): искушения суть признак призвания нас Богом, признак избрания, признак усыновления. Из среды их будем возносить сла­вословие Богу, как возносил его праведный, многостра­дальный Иов из среды разнообразных бедствий, отвсю­ду окруживших его (Иов.1:21; 2:10). Из среды их будем приносить бла­годарение Богу, исполняющее сердце благодарящего ду­ховным утешением и силою терпения, благодарение, заповеданное Самим Богом. О всем благодарите, завеща­вает апостол: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1Сол.5:18). Говорит святой Петр Дамаскин: «Как чадолюби­вые родители, будучи побуждаемы любовью, с угроза­ми обращают к благоразумному поведению детей сво­их, позволивших себе поведение безрассудное? Так и Бог попущает искушения, как жезл, обращающий дос­тойных от диавольского злосветия. Иже щадит жезл свой, ненавидит сына своего: любяй же наказует прилежно (Притч.13:25). Луч­ше терпением находящих (попускаемых искушений) прибегать к Богу, нежели из страха бедствий подвер­гаться отпадению, впадать в руки диавола и навлечь на себя вечное отпадение и муку с ним. Одно из двух непременно предлежит нам: или мы должны претерпеть первое, временное, или подвергнуться второму, вечно­му. Праведников не прикасаются ни те, ни другие бед­ствия: потому что они, любя события, представляющие­ся нам несчастьями, радуются им, лобызая искушения, как находки и время для приобретения духовной корыс­ти, пребывают неуязвленными. Не умирает тот, в кого ударила стрела, но не поразила его; погибает тот, кому она нанесет смертельную рану. Повредила ли напасть Иову? Напротив того, не увенчала ли его? Привели ли в ужас апостолов и мучеников муки? Они радовались, го­ворит Писание, яко за имя Господа Иисуса сподобишася без­честие прияти (Деян.5:21). Победитель чем более бывает борим, тем больших сподобляется венцов, тем большую от это­го ощущает радость. Когда он услышит голос трубы, то не приходит в страх, как бы от голоса, возвещающего заколение; напротив того, веселится, как о предвеща­нии венца и воздаяния. Ничто не доставляет победы столько беструдной, как мужество с извещенною верою! Ничто не навлекает с такою удобностью побеждения, как самолюбие и боязнь, рождающиеся от неверия» [147] . Господь обетовал скорби последователям Своим на все время земного странствия их, обетовал земную жизнь, подобную Своей, проведенной в лишениях и гонениях; но вместе заповедал им мужество и благонадежие. «Аще мир вас ненавидит, — сказал Он им, — ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: яко же от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин.15:18,19). В мире скорбни будете, но дер­зайте яко Аз победих мир (Ин.16:33): никакая скорбь, никакое иску­шение не возмогут ни одолеть, ни сокрушить вас, если вы будете веровать в Меня и пребывать во Мне испол­нением Моих заповедей». Верен Бог, говорил апостол, Иже не оставит вас искуситися паче еже можете, но сотво­рит со искушением и избытие яко возмощи вам понести (1Кор.10:13). Также и в другом месте Писания Святый Дух свидетель­ствует: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Гос­подь. Хранит Господь вся кости их, и ни едина от них сокру­шится (Пс.33:20,21). Поверим обетованию Божию, не устрашимся волнующегося моря скорбей, и благополучно преплы­вем его, держимые невидимою, но всесильною десни­цею Божиею.

Другая часть креста составляется из произвольных подвигов духовных, установленных и заповеданных Бо­гом, которыми обуздываются греховные пожелания тела, а следовательно и души. О них святой апостол Павел сказал: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор.9:27), а святой апостол Петр: Христу пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся: зане пострадавый плотию, преста от греха (1Пет.4:1). Иже Христовы суть плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал.5:24): плоть, не распятая, а утучняемая и утешае­мая обильным питанием, наслаждением и упокоением, не может не сочувствовать греху, не услаждаться им, не может не быть чуждою и враждебною Христу. Сущая ис­тинная вдовица и уединенна, то есть истинно отрекшийся от мира, умерший для него, отделившийся от всех и от всего для служения Богу; уповает на Бога, и пребывает в молитвах и молениях день и ночь: питающаяся же простран­но, несмотря на оставление мира по наружности и на раздаяние имения нищим, жива умерла (1Тим.5:5,6), потому что сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление, а сеяй в Дух, от Духа пожнет живот вечный (Гал.6:8). Необходимо, необходи­мо для подвижника Христова распятие плоти! Необхо­димо подчиниться благому игу подвигов для обуздания скотоподобных стремлений плоти, а не для отъятия у нее здоровья и сил, необходимых для самого подвижни­чества. «Мы научились быть убийцами страстей, а не тела», — говорит Пимен Великий (Алфавитный Патерик). Даже для немощ­ных по телу и больных очень вредно нарушение воздержания, усиливающее болезни, не подкрепляющее, а расстраивающее слабого и больного. Благоразумная умеренность особенно способна поддерживать и сохранять телесные силы и здоровье, и в людях крепкого сложения, и в людях сложения слабого, болезненного. По раздаянии имения нищим и по расторжении связи с миром, первым делом для подвижника Христо­ва должно быть удаление из среды соблазнов в уединен­ную иноческую обитель. Таким удалением изглаждают­ся прежде полученные греховные впечатления и отвра­щается возможность заражаться новыми впечатления­ми. К такому удалению приглашает истинных служите­лей Бога Сам Святый Дух: Изыдите от среды их, и отлучи­теся, глаголет Господь, и нечистот их не прикасайтеся, и Аз прииму вы: и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2Кор.6:17,18). И в самой святой обители необходимо охраняться от знакомства, от хож­дения по кельям братии и от принятия их к себе, чтоб душа соделалась способною к посеву на ней Слова Бо­жия, принесла в свое время плод духовный. И вещественная нива приготовляется к обильному хлебородию разрыхлением посредством железных орудий и устра­нением из нее всех иных произрастаний. Преподобный Симеон Благоговейный заповедал ученику своему, пре­подобному Симеону Новому Богослову при вступлении его в монастырь: «Смотри, чадо, если хочешь спастись, то никак не беседуй на церковных последованиях и не ходи по кельям. Не имей свободного обращения. Храни ум твой, чтоб он не скитался туда и сюда, но чтоб взи­рал неуклонно на грехи твои и на вечную муку» [148] . В келье должно иметь только самые нужные принадлеж­ности, по возможности простые: к излишним и краси­вым вещам немедленно является в сердце пристрастие, а ум, по поводу их, получает наклонность к мечтатель­ности и рассеянности, что очень вредно. Второй подвиг заключается в умеренном посте. Пост для новоначальных определяется монастырскою трапезою. В трапезе должно употреблять пищу, не доз­воляя себе пресыщения, впрочем, столько, чтоб тело было способно к послушаниям; вне трапезы пищу упот­реблять воспрещается отеческим преданием и монас­тырским уставом. Те иноки, которых Бог привел к жиз­ни безмолвной и к постоянному упражнению в молитве и богомыслии, должны употреблять пищу однажды в день [149] , не насыщаясь, и употребляя все роды яств, доз­воленных монашеству, смотря по тому, что послано бу­дет Богом. При такой свободе строго должно наблю­дать, чтоб она не дала повода к наслаждению или изли­шеству. Истинное наслаждение ожидает нас в будущем веке, а здесь, на пути к нему, возбраним себе наслажде­ние, удовлетворяя единственно естественной нужде, а не страстной прихоти. Уединение и пост — такие суще­ственные принадлежности иноческой жизни, что от них иноки получили в древности свое название: монах — значит уединенный; монахи назывались также и постниками.

Третий подвиг — бдения. Новоначальный инок тог­да удовлетворительно упражняется этим подвигом, ког­да неупустительно присутствует при всех церковных последованиях. Для проводящего безмолвную жизнь подвиг бдения особенно важен. В этот подвиг возводит инока живое памятование, как бы предощущение смер­ти и последующего за нею нелицеприятного суда Бо­жия. Инок тщится предупредить страшное стояние на этом суде благоговейным и трепетным предстоянием на молитве, как бы пред лицем и взорами Самого Бога. Он надеется испросить и получить здесь прощение грехов, чтоб, по исшествии души из тела, совершить путь от земли к небу без всякого страха; и потому неотступно стоит при дверях милосердия Божия во время келейной уединенной молитвы своей, стучится в эти двери пла­чем, стучится тяжкими воздыханиями, смиренными словами, исходящими из глубины болезнующего о гре­ховности сердца. По мере того как усиливается духов­ное ощущение страха Божия, усиливается подвиг бде­ния. Но сначала нужно принуждать себя к этому подви­гу, без которого невозможно получить окончательной и совершенной победы над страстями. Надо прийти в со­стояние, заповеданное Господом: Да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии: и вы подобии человеком, чающим Господа своего, когда возвратится от брака, да при­шеду и толкнувшу, абие отверзут Ему. Блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих. Аминь, глаголю вам, яко препояшется и посадит их, и минув, послужит им. И аще приидет во вторую стражу, и в третию стражу приидет, и обрящет их тако, блажени раби тии. Се же ведите, яко аще бы ведал Господин храмины, в кий час тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопати дому своего. И вы убо будите гото­вы: яко в онь же час не мните, Сын Человеческий приидет (Лк.12:35-40). Такое состояние доставляется ощущением страха Бо­жия. Пришедшие в него начинают жить на земле, как путешественники в гостинице, ожидая ежечасно выхо­да из нее. Время земной жизни сокращается пред их взорами, когда пред ними откроется необъемлемая, ве­личественная вечность. Мысль, что они могут быть призваны Господом неожиданно, содержит их в непрес­танном бодрствовании, на непрестанной страже от гре­ха, непрестанно наветующего. Ночи проводят они по­добно дням, приемля сна только по необходимой нуж­де, никак не попуская себе глубоко погружаться в него и разнеживаться им. На жесткие ложи свои они ложатся одетые и препоясанные, чтоб тотчас воспрянуть при требовании нужды. Подвиг бдения должен соответст­вовать телесным силам человека. Он, как и уединение и пост, усиливается при постепенном переходе подвиж­ника из плотского и душевного состояния в духовное, или благодатное. Духовный человек хотя бы и немощен был по телу, выдерживает несравненно больший подвиг, нежели к какому способен человек плотский и душевный. Первый возбуждается к подвигу Божественною благода­тию и встречает менее препятствий от своего тела, обыкновенно отлагающего при вступлении в такое со­стояние значительную часть своей дебелости.

Для составления видимого креста необходимо нуж­ны два бруса в поперечном соединении между собою; так и для составления невидимого креста необходимы и скорби произвольные — подвиги, содержащие тело в распятии, и скорби извне, обуздывающие и смиряющие дух человека, постоянно расположенный к гордости по причине повреждения падением. Из совокупности этих скорбей составляется тот крест, который заповедано нам взять на себя и последовать Христу, без которого последование Христу невозможно. Не распявшие пло­ти своей, не обуздавшие в ней греховных вожделений и стремлений, увлекающиеся сладострастными ощущени­ями и помыслами не могут быть в общении со Хрис­том, состоя посредством услаждения и увлечения гре­хом в общении с сатаною. Сущий во плоти, сказал свя­той апостол Павел, то есть проводящие плотскую жизнь, живущие в свое тело, изобильно питающие его, упокоивающие, нежащие, Богу угодити не могут (Рим.8:8). Сущии по плоти, плотская мудрствуют (Рим.8:5),