Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке
Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке
По благословению Высокопреосвященного Серафима, Архиепископа Тернопольского и Кременецкого
ru Tabias FB Editor v2.0 31 December 2010 www.tabias.ucoz.ru 67F6634A-DACF-49C4-9CF6-37322DF6BCF1 1.0
1.0 - создание файла - Tabias
Слово о смерти. Слово о человеке Ковчег Москва 2006
Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский
Собрание сочинений. Том 3
Слово о смерти
Слово о человеке
СЛОВО
О ЧУВСТВЕННОМ И О ДУХОВНОМ ВИДЕНИИ ДУХОВ
ВВЕДЕНИЕ
Приступая к объяснению, по мере скуднейших понятий моих, свойственного человеку сугубого видения сотворенных духов, нахожу необходимым изложить учение и о сугубой слепоте человека, усвоившейся ему при посредстве его падения. Большинство человеков чуждо всякого понятия об этой слепоте, даже не подозревает существования ее! Большинство человеков чуждо всякого понятия о духах или имеет о них одно теоретическое, самое поверхностное, самое неясное и неопределенное понятие, почти равновесное совершенному незнанию.
В современном обществе человеческом, преимущественно в обществе образованном, многие сомневаются в существовании духов, многие отвергают его. Сомневаются в нем и отвергают его даже и те, которые признают существование души своей [1] , признают ее бессмертие или существование ее после смерти, признают ее духом. Странное сочетание взаимно противоречащих друг другу понятий! Если души существуют после разлучения их с телами, то это самое уже значит, что существуют духи. Если души злодеев не умирают наравне с душами человеков добродетельных, это уже значит, что существуют и духи добрые, и духи злые. Они существуют! Существование их делается вполне ясным и очевидным для того, кто занялся правильным и подробным изучением христианства. Отвергающие существование духов непременно вместе с этим отвергают и христианство. Сего ради явися Сын Божий, говорит Священное Писание, да разрушит дела диавола, да смертью упразднит имущего державу смерти, сиречь диавола (Ин.3:8; Евр.2:14). Если нет падших духов, то вочеловечение Бога не имеет ни причины, ни цели.