Собрание сочинение. Том 3. Слово о смерти. Слово о человеке

      Выписка 3. «Моисей во Второзаконии говорит от лица Божия: огнь возгорится от ярости Моея, разжется до ада преисподняго (шеол): счесть землю и жита ея, попалит основания гор (Втор.32:22). Если разуметь здесь под именем ада гроб, яму глубиною в три или четыре локтя, то это было бы объяснением самым холодным» [229] .

      Выписка 4. «Иов говорит, что ад (шеол) открыт взо­рам Бога и что место пагубы не закрыто от Него (Иов.26:6). Иов изображает жилище мертвых землею, покрытой мраком и тьмой, землею, в которой царствует томление и горе вечные» (Иов.10:21,22).

      Выписка 5. «Давид говорит Богу: плоть моя вселится на уповании, яко не оставиши душу мою во аде (шеол), ниже даси преподобному Твоему видети истления (не попустишь служителю Твоему истлеть во гробе) (Пс.15:9,10). Вот два различ­ные местопребывания, одно для души, другое для тела».

      Выписка 6. «Пророк Исаия говорит: Узрят трупы человеков, преступивших Мне: червь бо их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти (Ис.66:24). Иисус Христос во Евангелии, говоря о отверженных, относит к ним эти слова Исаии: червь их не умрет, и огонь не угаснет» (Мк.9:44,46).

      Выписка 7. «Господь объявил в определенных выра­жениях, что злые пойдут в огнь вечный, который был при­готовлен для диавола и его ангелов» (Мф.25:41).

      Выписка 8. «По этой причине богословы (запад­ные) признают в осужденных два рода вечных казней, различных между собою: казнь проклятия, или скорбь о потере вечного блаженства, и казнь чувственную, или мучение, производимое огнем, который не угаснет никогда. Эти два рода мучения ясно обозначены в выше­приведенных словах Спасителя. Неумирающим червем обозначается казнь проклятия, а неугасающим огнем — казнь чувственная». С этим мнением нельзя согласиться вполне. Православная Церковь признает в вечности двоякое мучение, как и двоякое блаженство: 1) внутреннее, производимое ощущениями и помышлениями, рожда­ющимися от положения, и 2) внешнее, производимое об­становкой извне. Но объяснение, якобы червя неусыпаю­щий знаменовал собой внутреннее мучение, принадле­жит собственно западной Церкви. Православная Цер­ковь признает червя червем, не пытаясь объяснить то, о чем сказано просто, без объяснения, немогущего быть удовлетворительно понятым в том состоянии, в кото­ром мы находимся. Мы видели как святой Василий Великий понимал адского червя. Он признает его суще­ствующим действительно, а не иносказательно, не меч­тательно и отвлеченно. Святой Иоанн Златоуст также помещает червя в числе чувственных мук ада: «От гро­ба и червя, — говорит он, — перенеси мысль твою к червю неусыпающему, к огню неугасающему, к скрежету зубами, к тьме кромешной, к скорби и тесноте» (Слово 1 к Феодору падшему). Здесь, как и у Василия Великого, казнь внутренняя ясно отделена от казней внешних; в числе последних оба святителя указали на неусыпающего червя, как на казнь внешнюю и чувственную. Подробное исчисле­ние адских мук внутренних и внешних можно видеть в поучениях святого Димитрия Ростовского [230]. Это ис­числение помещено в «Слове о смерти». Слова Писа­ния о райском наслаждении и о адской муке должно принимать просто и прямо, наставляет святой Тихон Воронежский (Келейные письма, том 15, письмо 62). «В мире случающееся неблагополу­чие, — говорит этот святитель в одном из своих писем, — есть тень некая и образ будущего и вечного неблаго­получия. Тяжко здесь вмененным быти между злодея­ми, и злым людям и бесчестным причислитися; но да­леко тяжчае будет причтенным быть диаволу и злым ангелам его и с ними за едино вменятися вечно. Тяжко зде у мучителя некоего под властью быть и от него на­ругание, посмеяние и всякое насилие и озлобление терпеть; но далеко тяжчае будет у сатаны, противника Божия, во власти и от него ругание, посмеяние и озлобление терпеть вечно. Тяжко зде биение, страдание, бо­лезнь, огневицу, лихорадку, зубную болезнь и расслаб­ление тела терпеть; но далеко тяжчае будет терпеть вечно жжение огня геенского, болезнь лютую и не­сносную, скрежет зубов, червь неусыпающий и душою и телом в том страдать. Тяжко зде в темнице сидеть, ли­шатися света и никакого не чувствовать утешения; но далеко тяжчае сидеть в адской темнице и никогда света не видеть, и всего лишитися утешения вечно. Тяжко зде жажду терпеть и желать, но не иметь прохлажде­ния; но тяжчае будет вечно. Словом: тяжко есть всякое страдание временное, или на душе, или на теле бывае­мое, всяк то знает; но несравненно тяжчайшее вечное, и ради величества, и ради продолжения, яко бесконеч­ное, которое и душою и телом будут терпеть осужден­ные. Тень есть временное страдание вечного страда­ния. Тень есть ничто в сравнении с истиною: и вре­менное страдание — ничто в сравнении с вечным. По­знавай убо вечное страдание от временного и бере­гись, да не впадеши в тое. Ныне сходи умом во ад, да не потом душою и телом снидеши. Како стерпишь огнь жгу­щий, но несожигающий, червь грызущий, но не пояда­ющий, скрежет зубов, тму кромешную, скаредный вид демонов, и плач, и стенание, и рыдание и прочая злая како стерпиши? Помышляй сия, сравнивай временное страдание с вечным, и проженется сим размышлени­ем, как бичом, суета от сердца твоего» (Том 15, письмо 62).

      Выписка 9. «О вопросе, в каком месте вселенной помещается ад, должно сказать, что этот вопрос по крайней мере безполезен. Откровение не разрешает нам его; предположения философов и предположения бо­гословов (западных) по этому предмету одинаково ничтожны. Некоторые сочли основательным помес­тить ад в центре (во внутренности) земли, без сомне­ния, по причине огня, которым наполнена внутрен­ность земли».

      Выписка 10. «Святой Августин сказал в творении своем на Книгу Бытия, что ад не находится под землей; но в своих Retractiones [231] он признает, что ему следовало бы сказать противное».

      Выписка 11. «Относительно естества, свойственно­го адскому огню, нет никакой причины думать, чтоб этот огонь не был вещественным и что в приведенных нами местах Писания должно принимать огонь в смыс­ле метафорическом, за казнь духовную, очень сильную, невыносимую... Слова Писания должно принимать бук­вально: огонь, которым мучатся осужденные души и демо­ны, — вещественен». Здесь западный писатель говорит правильно, и говорит в противоречие своему объясне­нию о адском черве.

      Выписка 12. «Напрасно будут спрашивать, каким образом душа существо духовное, каким образом дух, каков демон, могут быть мучимы огнем вещественным. Конечно, для Бога не затруднительнее подвергнуть мучению душу, отделенную от тела, как и душу, соединенную с телом... Для нас также неудобно понять, каким образом удосто­ившиеся вечного блаженства, в теле и в душе, будут видеть Бога, Который — чистый дух, как и то, каким образом дух без тела может ощущать наказание огнем». Очевидно: здесь Бог поставляется в один разряд с со­творенными духами! Православная Церковь исповеду­ет, что Бог, по естеству Своему, невидим ни для челове­ков, ни для Ангелов. По воскресении все человеки уви­дят вочеловечившегося Сына Божия и славу Божию, как сказал Господь: узрят Сына Человеческого, грядущаго на об­лацех небесных с силою и славою многою (Мф.24:30), подобно тому, как первомученик Стефан, при отверзении ему небес Боже­ственным действием, виде славу Божию и Иисуса, стояща одесную Бога (Деян.7:55). Слава эта, будучи проявлением Бога, име­нуется также лицем Божиим, которое Ангели выну ви­дят (Мф.18:19): потому что собственно Бога никтоже виде нигде­же (Ин.1:18). Это объяснено выше, в особенности извлечения­ми из творений святого Иоанна Златоустого и препо­добного Макария Египетского.

      Выписка 13. «Что касается до времени, в течение которого будут продолжаться адские муки, то Вселенс­кая Церковь исповедует, что эти муки — вечны, не кон­чатся никогда. Это — догмат веры, в котором христиа­нин не может сомневаться». Согласно — с учением вос­точной Церкви.

      Выписка 14. «Богословы (западные) не согласны относительно смысла, заключающегося в члене симво­ла апостолов, в котором сказано, что Господь наш был распят, что Он умер, что Он был погребен и что низошел во ад. Некоторые понимают в этом только то, что Он низошел во гроб; но символ ясно различает погребение от низшествия во ад».

      Выписка 15. «По общему мнению православных богословов (западных) и отцов Церкви, в то время как тело Иисуса Христа покоилось во гробе, Его душа нис­ходила в места, где были заключены души древних пра­ведников, и возвестила им избавление их».