The mysterious meaning of church rites

Тогда христианин обновляется духовно, а свою душу и тело, словом, всего себя, приносит в жертву Господу - живую, благо-угодную и чистую для жизни чистой, святой. Тогда-то и молитвенное возношение души христианина бывает особенно богоугодным, является истинным чествованием имени Божия, становится воистину чистым и благоухающим фимиамом, но гораздо более совершеннейшим и драгоценным.

Открытие и закрытие царских ворот и завесы

Теперь скажем о том, какой смысл имеет открытие и закрытие завесы на царских вратах, а также открытие и закрытие царских врат.

Открытие завесы во время богослужения знаменует открытие миру тайны спасения, которая от века была сокровенна (Кол. 1, 26) и явилась людям при воплощении Сына Божия, открывшего нам вход в Царство Небесное. Св. Иоанн Златоуст говорит: "Когда видишь отъемлемые завесы, висящие во вратах алтаря, тогда помышляй, что разверзаются горния небеса и снисходят ангелы".

Соответственно своему значению, завеса открывается на тех службах, в которых наиболее раскрывается домостроительство спасения рода человеческого и в которых подается наибольшая надежда получить Царствие Небесное, именно на службах торжественных, радостных. Таковы службы: вечерня, утреня, литургия, часы, на которых читается Евангелие, повечерие, когда им начинается всенощное бдение, молебные пения, так как и они по своему составу подобны утрене и на них читается Евангелие, и др. Но на службах, изображающих наше греховное состояние и гнев Божий за наши прегрешения, на службах покаянных, печальных, завеса не открывается. Так, не открывается она на тех службах, которые устав предписывает совершать в притворе, именно: на часах (если на них не читается Евангелие), на малой вечерне, на повечерии и полунощнице.

Перейдем теперь к открытию и закрытию царских врат. Алтарь, как место особенно священное сравнительно с другими частями храма, доступное только для священнослужителей, отделяется от остальной части храма преградою, называемою иконостасом.

В этой преграде находятся двери; одни из них называются средними, другие южными, а третьи северными. Средние врата, прямо от престола ведущие во храм, называемые царскими вратами или святыми дверьми, особенно важны. Они называются царскими потому, что чрез них во Святых Дарах проходит Царь славы и Господь господствующих; называются святыми, потому что чрез них проносятся Святые Дары и чрез них позволено ходить только лицам освященным. За царскими вратами в алтаре находится завеса, передвигающаяся посредством шнуров с одной стороны на другую. Мы сказали о знаменовании открытия и закрытия завесы. Отверстие же и затворение царских врат имеет такое же значение, как открытие и закрытие завесы. Царские врата отворяются на богослужении для входов и выходов священнослужителей с кадильницею, с Евангелием, Святым Крестом и со Святыми Дарами, а также и без них, при торжественных выходах священнослужителей для совершения служб церковных и некоторых молитвословий.

Входы и выходы священнослужителей при богослужении имеют особые знаменования, и открытие царских врат при них означает иногда путь Христов, иногда открытие райских дверей, иногда вход в Царство Небесное.

Царские врата отворяются в начале всенощного бдения, и священник, вышедши чрез них, совершает каждение всего храма при пении псалма "Благослови, душе моя, Господа". Открытие царских врат в это время знаменует блаженное состояние прародителей в раю до грехопадения. После каждения и по окончании пения псалма царские врата затворяются, изображая тем, что чрез преступление Адама райские двери затворились для греховного человека.

На вечерне царские врата открываются для входа священнослужителей с кадильницею (а иногда с Евангелием, когда читается Евангелие). Иерей, совершающий вход в алтарь, изображает собою Спасителя, пришедшего на землю "с небесных кругов" для нашего спасения и опять восшедшего на небо и возведшего нас с Собою. Диакон, предшествующий священнику при входе, изображает Предтечу Христова.

Отверзаются царские врата на всенощном бдении для выхода на литию и благословение хлебов, а после этого затворяются.

На вечерне великой иерей говорит отпуст при отверстых царских вратах.

На утрене царские врата открываются пред пением полиелея и для чтения Евангелия.