The mysterious meaning of church rites

В то же время верба означает крест, которым Господь попрал смерть и даровал верующим жизнь вечную, почему Церковь в Неделю ваий и возглашает: "Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше Крест Твой глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних". И мы для того, чтобы после всеобщего воскресения встретить в Господе Царя кроткого, милующего и спасающего, должны в своей земной жизни подъять на себя Крест Господень, сораспяться Христу и распять на этом спасительном Кресте все свои греховные наклонности, себялюбивые стремления и чувственные вожделения, должны совершать путь жизни не во имя благ земных и чувственных удовольствий, а во имя Господне, во имя заповеданных Господом добродетелей и будущего вечного блаженства: за безропотное перенесение этого Креста нам уготовано спасение на небе - "осанна в вышних".

Держа в руках вместе с вербами (знамениями победы и воскресения) горящие свечи, мы изображаем величие настоящего торжества и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни. Подобно этой возжженной свече, мы должны пламенеть любовию к Господу нашему Иисусу Христу и желанием встретить Его; пламенеть желанием истинного нашего отечества небесного, пред вечными благами которого так ничтожны все эти обманчивые радости нашего земного бытия.

Вынос Плащаницы в Великую Пятницу

На вечерне Великой Пятницы, в Страстную Неделю, при пении стихиры Симеона Логофета "Тебе одеющагося светом яко ризою..." и тропаря "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое..." совершается благоговейно чтимый православным миром церковный обряд - вынос и поклонение священной Плащанице. Православные христиане привыкли к этому торжественно-печальному обряду и полюбили его. Все и каждый повергаются ниц пред сим священным изображением и с претрепетным благоговением, с умиленною душою лобызают язвы своего Господа и Новый Завет, лежащий на персях Его и запечатленный святейшею Кровию Его... Преклоняя колена пред Спасителем твоим, изображенным на Святой Плащанице лежащим во гробе за грехи твои, и лобызая язвы на руках и ногах Его, ты с сердечным содроганием и любовию говори: "Ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя, помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем!"

Происхождение и значение пасхальных приветствий

В первый день Святой Пасхи на утрене мы исполняем установленный Церковью обряд христосования. Обряд этот очень важен и утешителен, почему и изъясним значение его.

Когда мы христосуемся с кем-либо, то обыкновенно говорим: "Христос воскресе!" и нам отвечают на это: "Воистину воскресе!" В этом случае мы подражаем первым ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его беседовали между собою о Воскресшем и говорили: воистину воста Господь (Лк. 24, 14-35). Между тем, этими же приветствиями, хотя кратко, но ясно, мы высказываем друг другу и историю настоящего праздника.

С другой стороны, это приветствие проливает неизъяснимую радость в нашу душу. Как-то особенно бывает весело, когда скажешь, или от кого услышишь сладостные слова: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" Поэтому можно сказать, что они введены ныне в постоянное употребление и потому, что радостотворны и для души нашей. А радостотворны они потому, что заключают в себе сладостную надежду на наше будущее воскресение. Христос воскрес из мертвых, - говорит апостол Павел, - первенец из умерших (1 Кор. 15, 20). Следовательно, если воскрес Иисус Христос, то и мы воскреснем. Это весьма утешительно для всех нас, а в особенности это утешительно для тех, у которых путь настоящей жизни усеян тернием и волчцами. В самом деле, бедствовать целую жизнь и потом сделаться навеки жертвою смерти - это ужасно. Но бедствовать здесь, а потом перейти в блаженную вечность, наконец, вместе с воскресшим телом наслаждаться блаженством.... Может ли что быть вожделеннее этого? Вот причины как священного удовольствия, ощущаемого нами от слов: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" - так и всеобщего их употребления в наших взаимных приветствиях.

Далее, высказав друг другу приветствие, мы совершаем взаимное целование. Это что значит? Целование вообще в быту житейском принимается за знак сердечной любви друг к другу. То же значение имеет оно и при христосовании. "Праздник Пасхи, - скажем словами св. Иоанна Златоуста, - есть залог мира, источник примирения, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с ангелами"... А потому можно ли нам, христианам, в такой светлый праздник оставаться во вражде на кого-либо? Можно ли не питать сердечной любви друг к другу?.. "Просветимся торжеством, - поет нам Святая Церковь, - и друг друга обымем; рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением!"- вот в каких чувствах должно совершаться наше целование. А иначе оно будет походить на Иудино лобзание.

Наконец, по произнесении сладостных слов: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" - и по взаимном целовании мы дарим друга друга красными яйцами. Яйцо есть знак нашего блаженного воскресения из мертвых, коего залог мы имеем в Иисусе Христе. Чтобы вам понять, каким образом яйцо служит знаком и нашего воскресения, представьте, что бывает с ним, когда оно несколько дней сряду насиживается курицей? В таком случае из него является новое существо, жизнь которого сокрыта была мертвою скорлупою его. Точно так же из гроба - жилища смерти - восстал Жизнодавец, а придет время, и наши тела, действием всемогущего Бога, по звуку трубы архангела, выйдут из сердца земли и облачатся в нетление. Вот это-то и напоминают нам яйца, которыми мы дарим друг друга.

А знаете ли, откуда взялось это обыкновение? Оно очень древнее и произошло, как говорит предание, от равноапостольной Марии Магдалины. Она, пришедши в Рим, по вознесении Господнем, для проповедания Евангелия, предстала пред императора Тиверия и, сказав: "Христос воскресе!"- поднесла ему красное яйцо; тогда было обыкновение, чтобы бедные люди, в знак уважения к людям богатым, друзьям, благодетелям и властям, приносили им в подарок яйцо в новый год и в дни их рождения. По примеру Марии Магдалины и первенствующие христиане стали дарить друг друга яйцами в дни Светлого Христова Воскресения. А от них этот обычай перешел к нам.

Но по какому случаю ввели в обыкновение дарить друг друга красными яйцами? Случай к этому, как говорит предание, был следующий: в самый день воскресения Христова, когда все были уверены, что Иисус Христос не может восстать из гроба, один еврей нес в корзинке на рынок свежие яйца для продажи. На дороге встречается с ним другой еврей и говорит ему: "А что, друг, знаешь ли ты, какая чудесная новость случилась в нашем городе Иерусалиме? - Ведь Христос, Который умер назад тому три дня, воскрес из гроба, и уже многие видели Его". Но еврей, несший продавать свежие яйца, отвечал ему: "Нет, не верю этому, чтобы Христос воскрес из гроба; это так же невозможно, как невозможно, чтобы эти белые яйца вдруг сделались красными". Но что же? Едва он произнес эти слова, как белые яйца в корзинке вдруг сделались красными. И чудо это так поразило его, что он не замедлил принять христианскую веру. Весть об этом дивном событии скоро распространилась между верующими христианами и, в воспоминание этого, они стали дарить друг друга красными яйцами. Поэтому-то, может быть, и Мария Магдалина поднесла императору Тиверию красное яйцо.