The mysterious meaning of church rites

В первый день Святой Пасхи на утрене мы исполняем установленный Церковью обряд христосования. Обряд этот очень важен и утешителен, почему и изъясним значение его.

Когда мы христосуемся с кем-либо, то обыкновенно говорим: "Христос воскресе!" и нам отвечают на это: "Воистину воскресе!" В этом случае мы подражаем первым ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его беседовали между собою о Воскресшем и говорили: воистину воста Господь (Лк. 24, 14-35). Между тем, этими же приветствиями, хотя кратко, но ясно, мы высказываем друг другу и историю настоящего праздника.

С другой стороны, это приветствие проливает неизъяснимую радость в нашу душу. Как-то особенно бывает весело, когда скажешь, или от кого услышишь сладостные слова: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" Поэтому можно сказать, что они введены ныне в постоянное употребление и потому, что радостотворны и для души нашей. А радостотворны они потому, что заключают в себе сладостную надежду на наше будущее воскресение. Христос воскрес из мертвых, - говорит апостол Павел, - первенец из умерших (1 Кор. 15, 20). Следовательно, если воскрес Иисус Христос, то и мы воскреснем. Это весьма утешительно для всех нас, а в особенности это утешительно для тех, у которых путь настоящей жизни усеян тернием и волчцами. В самом деле, бедствовать целую жизнь и потом сделаться навеки жертвою смерти - это ужасно. Но бедствовать здесь, а потом перейти в блаженную вечность, наконец, вместе с воскресшим телом наслаждаться блаженством.... Может ли что быть вожделеннее этого? Вот причины как священного удовольствия, ощущаемого нами от слов: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" - так и всеобщего их употребления в наших взаимных приветствиях.

Далее, высказав друг другу приветствие, мы совершаем взаимное целование. Это что значит? Целование вообще в быту житейском принимается за знак сердечной любви друг к другу. То же значение имеет оно и при христосовании. "Праздник Пасхи, - скажем словами св. Иоанна Златоуста, - есть залог мира, источник примирения, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с ангелами"... А потому можно ли нам, христианам, в такой светлый праздник оставаться во вражде на кого-либо? Можно ли не питать сердечной любви друг к другу?.. "Просветимся торжеством, - поет нам Святая Церковь, - и друг друга обымем; рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением!"- вот в каких чувствах должно совершаться наше целование. А иначе оно будет походить на Иудино лобзание.

Наконец, по произнесении сладостных слов: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!" - и по взаимном целовании мы дарим друга друга красными яйцами. Яйцо есть знак нашего блаженного воскресения из мертвых, коего залог мы имеем в Иисусе Христе. Чтобы вам понять, каким образом яйцо служит знаком и нашего воскресения, представьте, что бывает с ним, когда оно несколько дней сряду насиживается курицей? В таком случае из него является новое существо, жизнь которого сокрыта была мертвою скорлупою его. Точно так же из гроба - жилища смерти - восстал Жизнодавец, а придет время, и наши тела, действием всемогущего Бога, по звуку трубы архангела, выйдут из сердца земли и облачатся в нетление. Вот это-то и напоминают нам яйца, которыми мы дарим друг друга.

А знаете ли, откуда взялось это обыкновение? Оно очень древнее и произошло, как говорит предание, от равноапостольной Марии Магдалины. Она, пришедши в Рим, по вознесении Господнем, для проповедания Евангелия, предстала пред императора Тиверия и, сказав: "Христос воскресе!"- поднесла ему красное яйцо; тогда было обыкновение, чтобы бедные люди, в знак уважения к людям богатым, друзьям, благодетелям и властям, приносили им в подарок яйцо в новый год и в дни их рождения. По примеру Марии Магдалины и первенствующие христиане стали дарить друг друга яйцами в дни Светлого Христова Воскресения. А от них этот обычай перешел к нам.

Но по какому случаю ввели в обыкновение дарить друг друга красными яйцами? Случай к этому, как говорит предание, был следующий: в самый день воскресения Христова, когда все были уверены, что Иисус Христос не может восстать из гроба, один еврей нес в корзинке на рынок свежие яйца для продажи. На дороге встречается с ним другой еврей и говорит ему: "А что, друг, знаешь ли ты, какая чудесная новость случилась в нашем городе Иерусалиме? - Ведь Христос, Который умер назад тому три дня, воскрес из гроба, и уже многие видели Его". Но еврей, несший продавать свежие яйца, отвечал ему: "Нет, не верю этому, чтобы Христос воскрес из гроба; это так же невозможно, как невозможно, чтобы эти белые яйца вдруг сделались красными". Но что же? Едва он произнес эти слова, как белые яйца в корзинке вдруг сделались красными. И чудо это так поразило его, что он не замедлил принять христианскую веру. Весть об этом дивном событии скоро распространилась между верующими христианами и, в воспоминание этого, они стали дарить друг друга красными яйцами. Поэтому-то, может быть, и Мария Магдалина поднесла императору Тиверию красное яйцо.

On the other hand, the red color on eggs has a special meaning. And we will not sin if we say that it means here the life-giving Blood of our Lord Jesus Christ. If Jesus Christ had not redeemed us, then we would have been eternal prisoners of hell and death, and, consequently, we would have no reason to hope for our future resurrection. But we are redeemed, redeemed by none other than the priceless Blood of the Lord. Consequently, we will certainly be resurrected. And how our redemption is perfect

By the blood of Jesus Christ, then our future resurrection is acquired by us by the same blood. This is what the red color on eggs reminds us of, and it is this color that preaches to us that our future resurrection is the fruit or consequence of the shedding of the priceless Blood by our Saviour.

This is the significance of the rite of christening.

Why are the Royal Doors open throughout Paschal Week?

One of the features of the feast of Pascha is that the Royal Doors remain constantly open throughout Holy Week. The Holy Church does this in remembrance of the fact that Christ the Saviour, having suffered for us, opened to us the gates of paradise, and from the moment of His glorious resurrection the entrance to heaven, to the Kingdom of God, was open to us.

Celebrating Holy Pascha and looking at the open holy doors, should we not rejoice that God's paradise has again been opened to us? But we know that it was imprisoned by our sins, and we had to die without seeing the light and glory of God. God's mercy alone saved us. Only the Son of God, our intercessor and Saviour, opened to us the entrance to the Kingdom of Heaven.