The mysterious meaning of church rites

Переходим теперь к таинству брака.

По уставу церковному бракосочетание должно быть совершаемо непосредственно после литургии (треб.), дабы жених и невеста благоговейным молением за литургией (а по примеру древних благочестивых христиан очищением себя чрез таинства покаяния и причащения Святейших Тела и Крови Христовых) достойно приготовились к принятию благодати таинства брака.

Жених во святом храме становится по правую, а невеста по левую сторону, так соблюдается узаконенный Богом чин и благоприличие: муж глава жены и в порядке стояния первенствует пред своею женою. Два перстня для обручающихся полагают вблизи друг друга на святой престол в ознаменование того, что брачущиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа, от Его святого престола испрашивают благословения на свое обручение.

Жених и невеста держат в руках светло горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них самые светлые, чистые, свободные от предосудительных расчетов, что брак есть дело чистое, святое, не боящееся света, как боятся этого света грех и порок. Как светло и ярко горят свечи, так светла, чиста и целомудренна должна быть у брачущихся душа. Как пламенно горят свечи, такою пламенною любовию они должны гореть во все время супружеской жизни друг к другу и к Святой Церкви, их благословляющей.

Крестовидное каждение жениха и невесты, по введении их внутрь храма, знаменует благодать Всесвятаго Духа, действием и наитием которой, подобно тому, как некогда курением Товии (Тов. 6, 18), отгоняется от брачущихся вся сила вражия.

После молитв о брачущихся, священник берет с престола перстни и возлагает их на пальцы правой руки жениху и невесте. Перстень, по древнему обыкновению, служит печатию и утверждением; троекратным обменом перстней печатлеется и утверждается полная взаимная доверенность лиц брачущихся: отселе они вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие; с этих пор они будут жить друг для друга, будут обмениваться друг с другом всем, и эта взаимность между ними будет постоянная, бесконечная (как в перстне-круге - нет конца, так и союз супружеский должен быть вечен, неразрывен).

Жених, во свидетельство своей любви и готовности преимуществом сил своих вспомоществовать немощи женской, отдает свой перстень невесте, а эта, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой перстень взаимно отдает жениху.

Теперь обрученные приближаются к аналою, на котором лежит Святое Евангелие и Крест Христов; этим церковь внушает, чтобы во всех путях своей жизни, при всех предприятиях и начинаниях, всегда супруги имели пред взором закон Христов, начертанный в Евангелии, чтобы в язвах распятого на кресте Христа Спасителя искали себе утешения среди треволнений житейских.

Словами святого псалмопевца, поемыми при этом, изображающими блаженное состояние богобоязненных людей в их супружеском, семейном быту, Святая Церковь отвечает на вопросы ума и сердца брачущихся, что ожидает впереди, какая доля благополучия готовится им: - Блажени ecu боящийся Господа, ходящий в путех Его (Пс. 127, 1), - вот краеугольный камень, вот тайна будущего семейного счастия непреложная, как непреложно Слово Божие. Итак, истинное счастие супружеского союза зависит от того, как супруги будут вести себя в отношении к Богу и святым заповедям Его: если новобрачные будут благоговеть пред Богом и ходить путями Его, исполнять заповеди Его, то Сам Господь силою Своего всемогущества и премудрости будет устроять внутреннее и внешнее благо их жизни там, где чуждающиеся Бога встречают одни неудачи и скорби. Как жаль, если эти великие слова пропускаются мимо слуха тех, для коих они должны быть в настоящую минуту дороже всего.

Обрученные жених и невеста становятся на одно "подножие" (на разостланный кусок материи) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем, как счастливую, так и неблагополучную.

Затем они всенародно пред Крестом и Евангелием объявляют свое благое и непринужденное произволение на вступление в брак, после чего начинается совершение самого венчания.

Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть не только самих брачущихся, а и родителей их, ибо молитвы родителей утверждают основание домов...

Но вот настала важнейшая, торжественнейшая, святейшая во всем чинопоследовании венчания минута. На благословенную чету возлагаются венцы - знамения царской власти, и этим предается брачущимся благословение соделаться родоначальниками, как бы князьями дома, царями всего будущего потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованною властию ко благу подвластных им. Помимо того, так как в древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградою за их целомудренную жизнь до брака.