The mysterious meaning of church rites

Вокруг гроба (как вокруг священной купели) во образ Креста, в котором все наше спасение, возжигаются светильники во свидетельство того, что умерший, окончив земное странствование, переходит в страну невечернего света, где праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43). И мы все стоим со свечами вокруг гроба в знак светлости нашей святой веры, пламенной молитвы нашей об усопшем ко Господу Иисусу Христу, в ознаменование света духовного, озаряющего нас из загробной жизни, света вечной славы Божией на небесах и радости, ожидающей почивших с верою и надеждою, во свидетельство нашего желания душе усопшего пребывать в вечности во свете лица Божия, по образу того, как окружены были светом в час погребения бренные останки его.

Воскурение фимиама над телом усопшего, совершаемое по примеру Христа Спасителя, тело Которого при погребении было намащено благовонными мастями (Ин. 19, 39-40), также служит выражением стремления наших молитв к Богу и их пламенности, а в отношении к почившему свидетельствует о нашем благожелании душе его вознестись к небу, подобно кадильному дыму, и быть ей столь же благоприятной Господу, сколь приятен Ему благовонный фимиам.

При выносе праха мирянина во храм и из него к могиле поется ангельская песнь в честь Святой Троицы ("Святый Боже..."), в ознаменование того, что скончавшийся при своей жизни прославлял Святую Троицу этою песнею и теперь переходит к Триединому Богу, что с нами незримо шествуют, сопровождают усопшего херувимы и серафимы и радостно сретают душу покойника в горний мир свой. В храме тело почившего поставляется против царских врат лицом к нелицеприятному Судии, невидимо присутствующему в алтаре, на святом престоле - лицом к востоку, по подобию христиан молящихся, дабы и отшедшая душа молилась вместе с братиями, еще облеченными плотию и живущими на земле, об упокоении своем.

Вот совершается последнее молитвенное служение за упокой души скончавшегося, совершается погребальное богослужение, исходное исследование. Милостивая для чад своих при жизни их, Святая Церковь становится еще милостивее и снисходительнее при переходе их в невидимое царство: она повелевает произносить (в конце отпевания) последнее слово прощения и совершенного примирения над усопшим, быть может, враждовавшим с нею делами своими.

Самая разрешительная грамота влагается в остывшую руку покойника, как бы в ознаменование того, что он с этою разрешительною молитвою предстанет на Страшный суд Христов и заявит здесь о своем православии, о союзе с Церковию, о прощении ему вольных и невольных прегрешений, о разрешении от клятв и запрещений и о своем праве на наследие жизни нескончаемой.

Вот уже приближается время персть отдать персти земной, начинается приглашение к последнему целованию умершего; не безотрадную горесть, не тоску души Святая Церковь хочет питать здесь своими песнопениями, а, снисходя к слабости естества человеческого, укрепить навсегда взаимное единение, научить, что истинной любви не может пресечь и самая смерть. Прощальное целование усопшему дается в знак любви и почтения к телу покойника, как истинному храму Божию, а также в знак общения и единения нас, живых, с умершими, ибо со смертию друг от друга мы не разлучаемся как имеющие все идти одною стезею и соединиться в дому Отца Небесного навеки.

Пред совершением таинства крещения тело крещаемого помазывается освященным елеем, и теперь, по окончании всего, пред преданием праха земле, возливается крестообразно на тело усопшего елей, в показание того, что и на умершем пребывает благодать и милость Господня. Земля, посыпаемая на умершего, знаменует, что теперь возвращается земле то, что взято от нее, когда Господь созидал усопшего человека из земли в лице праотца Адама. Пепел, посыпаемый от кадильницы на тело умершего, знаменует угасшую, но благоугодную жизнь Господу на земле, подобно как фимиам кадильный.

Когда зароют гроб, над могилою водружается крест во образ того, что погребенный умер христианскою кончиною, т.е. в вере и надежде жизни вечной, что крест есть прибежище, покров и спасение не только живых, а и умерших, что крестною смертию Спасителя разрушена держава смерти. Крест над могилою покойника есть проповедник блаженного бессмертия; водруженный в землю и возвышаясь к небу над могилою христианина, он как бы говорит нам: "Посмотрите - тело умершего здесь, в земле, а дух его там, на небе; под этим древом сокрыто семя, имеющее воскреснуть для жизни вечной".

Самый путь, по которому совершается несение тела усопшего от дома его до могилы, устилается ветвями всегда зеленеющего и благоухающего дерева, в знамение того, что смерть хотя и горька, но она есть путь к никогда не увядающей, вечно блаженной жизни.

Трапезе поминальной предшествует обыкновенно вкушение колива, или кутии, (пшеницы, сваренной и смешанной с медом, убранной сладкими ягодами), чем наглядно выражается наше верование в загробную жизнь. Как зерно пшеницы, дабы образовать колос и дать плод, должно быть брошено в землю и там истлеть, так и тело усопшего должно быть предано земле и там испытать нетление, дабы потом ожить для вечной жизни и принести плод. Сладость яств поминальных знаменует сладость неизреченных благ в будущей жизни, выражает наше благожелание усопшему сладостной, блаженной жизни за гробом, в которой не имеет места болезнь, ни печаль, ни воздыхание.

Освящение храмов

Теперь изъясним важнейшие моменты чинопоследования церковного при освящении храмов.