The mysterious meaning of church rites

К

рестные ходы

Наконец упомянем о крестных ходах.

В известные нарочитые времена, по завещанию Православной Церкви Христовой, совершаются у нас общественные моления, соединяемые с шествиями священными - с ходами крестными. Служители алтаря Господня с честным Крестом, Святым Евангелием, иконами, хоругвями, в сопровождении сонма верующих, исходят со священным пением из храмов Божиих, обходят грады, веси, поля, или шествуют ко храму, к обители, к источникам водным, и, совершив там молебное пение, водоосвящение или вообще богослужение, возвращаются благообразно туда, откуда начали свое шествие.

Крестные ходы сопровождаются некоторыми священными обрядами, которые имеют свое духовное значение и ближайшим образом направлены к выражению торжества святой веры Христовой или к возбуждению в сердцах наших живейшей благодарности, смирения и других святых чувств.

Крестные ходы совершаются при торжественном колокольном звоне, который, призывая всех, ближних и дальних, к принятию участия в священном шествии или же к достойной встрече его, вместе выражает торжество Креста Христова, некогда гонимого и преследуемого, а теперь величественно носимого, окруженного сонмом верных, которые следуют за ним, как воины за своим знаменем.

Святое Евангелие вместе со святыми иконами предносится в крестном ходе в знамение того, что оно есть светильник ноге моей и свет стезе моей. (Пс. 118, 105) всюду, куда бы она ни была направлена, и что лучшим проводником своих молений ко Господу Церковь Христова почитает святых угодников Божиих.

Пред святыми знамениями христианства воскуряется фимиам, таинственно напоминающий, что это благоухание христианское должно распространяться во всяком месте (2 Кор. 2, 14, 15).

Когда вся святыня износится из храма на крестный ход, тогда, очевидно, она освящает собою все в нерукотворенном храме Божием, храме природы.

Освящение всех стихий природы есть первое побуждение к совершению крестных ходов. Прежде всего в крестном ходе освящается земля, по которой мы ходим, на которой живем, освящается как бы стопами Самого Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и святых Божиих, шествующих по ней в своих ликах. Затем, в связи с богослужением, которым сопровождается и для которого совершается крестный ход, освящаются все главные стихии - воздух, огонь, вода, без коих мы не можем обходиться в земной своей жизни. Воздух, например, очищается благоуханием, исходящим к нему из церковного кадила, иногда же от чудотворных икон, колебанием в нем священных хоругвей, окроплением его святой водой и осенением на все четыре стороны престольным крестом в местах, где останавливается крестный ход, наконец священным пением во время крестного шествия. Огненная стихия получает освящение от огня, носимого впереди всего крестного хода, - от огня, горящего пред святыми иконами. Водная стихия освящается в реках, источниках или колодезях погружением в нее Животворящего Креста Господня. А когда все эти стихии в высшей степени рассвирепеют против земнородных за их грехопадения, когда станут сильно карать нас, грешных, по Божию повелению и попущению, тогда Православною Христовою Церковию совершаются и особые крестные ходы для утишения стихий. Как же благодетельны после этого для самого здравия нашего, для внешнего благополучия священные крестные ходы!..

К совершению крестных ходов побуждают нас и естественные требования сердца нашего. Злостраждет ли кто из вас, - учит Слово Божие, - пусть молится; весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак. 5, 13); ибо от избытка сердца говорят уста (Мф. 12, 34). Отсюда во время особенного избытка в сердце человеческом чувствований - печальных или радостных - открывается для человека потребность в особенном молитвенном обращении его ко Всевышнему, соединенном и с особенным выражением внешним.

А таково и есть богослужение во время наших крестных ходов, обыкновенно совершаемых открыто и всенародно во времена общественных бедствий и скорбей или по случаю общественных событий радостных.