Sacraments and Rites of the Orthodox Church
228
тела» семьи в «тело духовное».228
3. Схема богослужения обручения и венчания Обручение:
Изнесение святых Креста и Евангелия из алтаря Благословение жениха и невесты возжженными свечами и каждение их Возглас: «Благословен Бог наш...»
Мирная ектения и возглас Две молитвы на обручение Обручение кольцами
Молитва на «утверждение глаголанного у них слова»
Сугубая ектения
Венчание:
Псалом 127 и шествие из притвора на середину храма Поучительное слово Вопросы к жениху и невесте Возглас: «Благословенно Царство...»
Мирная ектения с возгласом иерея Три молитвы о сочетающихся браком Возложение венцов
Тайносовершительные слова: «Господи Боже наш...»
Прокимен, Апостол, Евангелие Сугубая краткая ектения Молитва
Просительная ектения, возглас Пение молитвы «Отче наш...»
Возглас священника
Благословение и преподание общей чаши
Хождение вокруг аналоя с пением тропарей
Снятие венцов
Две молитвы
Отпуст
Молитвы на разрешение венцов в 8-й день
4. Богословский смысл священнодействий обручения и венчания и содержание молитвословий
Обручение
Обручение означает скрепление пред Богом и Церковью взаимных обещаний вступающих в брак. Обручение - это христианская форма естественного брака. В нем Церковью и Богом утверждается «глаголанное у врачующихся слово».
Обручению предшествует благословение родителей и духовного отца. Видимым знаком утверждения этого союза в мире, любви и единомыслии является вручение жениху и невесте колец с молитвой священника о Небесном благословении их обручения. В Таинстве Брака прикровенно содержатся элементы, свойственные и семейно-патриархальному укладу жизни, как, например, отрешение дочери от родительского очага и передача отцом прав на нее будущему мужу.
В древности обручение жениха и невесты совершалось их родителями и родственниками. Соизволение родителей признавалось не менее важным, чем согласие жениха и невесты. А так как христиане, кроме родителей по плоти, имели духовного отца в лице епископа, то вскоре вошло в благочестивый обычай заручиться еще и благословением епископа. 89-е правило Трулльского Собора в толковании Никодима свидетельствует: «Церковь требовала от своих верующих заключать браки только с ее благословения. Этого же она требовала и относительно обручения».229
Форма обручального благословения епископа, как доносит ее до нас текст одной из древних литургий, была проста и содержала краткое молитвенное благопожелание: «Благослови, Господи, кольцо это,... ибо как оно венчает палец человека,... так и благодать Святого Духа пусть окружает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвертого рода, которые да восхвалят имя Твое».230 Это благословение раскрывает суть христианского брака: одухотворение чувственной любви, призывание Божией помощи, укрепляющей к совместному введению в жизнь благих, спасительных устоев нравственности и продолжению зтих духовных начал в потомстве.