Sacraments and Rites of the Orthodox Church
С указанными изменениями чин венчания получил современный вид в XVI веке.237
7. Совершение браковенчания в Русской Церкви
В XI-XII веках Таинство Брака совершалось, но изложения последования его не сохранилось. Митрополит Иоанн в своем церковном правиле вооружается против тех лиц из простого народа, которые думали, что венчание нужно только князьям и боярам, и на этом основании позволяли себе вступать в брак без согласия церковного.238
В летописях того времени находятся краткие известия о совершении Таинства Брака
239
над некоторыми из наших князей.239
В XVI веке совершение Таинства Брака было делом исключительно мирских священников. Порядок совершения этого Таинства имел следующие особенности.
При обручении жениху давался золотой перстень, а невесте - железный, и они сами обменивались ими. Слова «Обручается раб Божий...», «Обручается раба Божия...» не произносились при этом. Не было молитвы «Господи Боже наш, иже отроку патриарха Авраама...» и сугубой ектении. Кроме того, в чине обручения читалась молитва «Призываем Тя, Владыко».
В чине венчания, по сравнению с нынешним, заключались следующие различия.
При пении псалма «Блаженни вси боящиеся Господа» не было припева «Слава Тебе, Боже наш», не было вопросов жениху и невесте о добровольном вступлении в брак. Далее читалась либо одна третья, либо все три молитвы, которые читаются и в настоящее время.
При возложении венцов священник говорил: «Господи Боже наш, славою и честию венчай его (или ея). И далее «по псалму» читал молитву: «Господи Боже наш, иже славою...»
Чтений из Апостола и Евангелия не было, священник же сразу читал молитву, которая и теперь читается после Евангелия. По «Отче наш» священник брал потир «в нем же суть Преждеосвященная». Диакон говорил: «Вонмем», а священник: «Святая святым» и причащал брачущихся. Певцы пели причастен «Чашу спасения прииму». Отнеся Святые Дары на престол, священник преподавал брачущимся и общую чашу, предварительно прочитав над нею молитву (как и теперь). По приобщении общей чаши «стклянницу сокрушали». Окончание венчания в разных списках было не одинаково. После общей чаши в одном случае пелись тропари: «Святии мученицы» и «Слава Тебе,
Христе Боже» и вместо благословения: «Отец, Сын...» священник произносил приветствие и наставление новобрачным. В другом случае - пения тропарей с троекратным обхождением вокруг аналоя совсем не было, а священник после общей чаши «вел новобрачных на лавицу» и читал молитву на разрешение венцов».240
В XV веке в чине обручения появляется обычай троекратного благословения обручаемых горящими свечами, по сравнению с чином предшествовавшего века.