Sacraments and Rites of the Orthodox Church

В третьем тропаре: «Исаие, ликуй...» возвеличивается один из главнейших догматов Православной Церкви - воплощение Сына Божия, основателя новозаветного Священства, от Пресвятой Девы Марии. Хиротонисуемому внушается постоянно иметь в уме и сердце этот догмат и всей жизнью своей свидетельствовать почитание Спасителя и Богородицы.

Преклонение на одно колено означает, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их.

Словами тайносовершительной молитвы исповедуется, что человек слабый и немощный сам по себе, с помощью благодати Божией, которая восполняет оскудевающее, через святительское руковозложение делается способным к служению Церкви в меру даруемой каждой степени священства благодати.

При возложении на его плечо ораря и вручении рипиды архиерей громко возглашает: «Аксиос» (Достоин), и хор повторяет следом за ним: «Аксиос». Этим возглашением объявляется, что рукоположенный достоин быть облаченным в видимые знаки своего сана и служения (орарь, поручи, рипида) и что он, получив благодать Святого Духа, сделался достойным совершать священнослужение.

Орарь возлагается на левое плечо, по толкованию святого Симеона Солунского, потому что диакон принадлежит к низшему чину. Когда же будет поставлен в пресвитеры, тогда и на правое плечо получит его, как получивший благодать служить и совершать Таинства. Возложение ораря на плечо диакона означает, кроме того, что он получает способность служить у престола Божия, то есть занимать более высокую должность, чем иподиакон, который был только препоясан орарем. Подобно херувимам, которые пред величием Божиим, по словам пророка, крыльями своими закрывают «лица своя» (Исаии 6, 2), а по выражению Церкви, «не смеют (чини ангельстии) взирати», диакон во время молитв, произносимых им при богослужении, как бы закрывает лицо свое, всегда держа конец ораря своего против глаз своих, поучая и других благоговеть и молиться пред Господом.

Поручи, надеваемые на руки посвящаемого, служат видимым знаком особенной силы и помощи Божией для преемлющего Священство, потому что они, по толкованию Симеона Солунского, изображают и «всезиждительную силу Божию, и то, что Иисус Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови», а равным образом и «те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату».

Рипида, вручаемая диакону, знаменует крылья ангелов, херувимов и серафимов, которые на ней изображены, «во образ тех, которые были во времена закона и осеняли кивот и так называемое святое святых. Ибо, если ангелы были тогда, когда была тень, тем более им следует быть здесь, при открытой Истине. И действительно, здесь присутствует множество ангелов, как многие из отцов наших и видели их, наполняющих храм Божий» (Симеон Солунский).

Taking the ripida, the ordained kisses the hand and shoulder of the bishop as a sign of gratitude for receiving the grace of the Priesthood through the bishop and stands near the left side of the altar, holding the ripida over the discos until the exclamation "Holy to the Holies," that is, until the time of Communion. He is the first of the deacons to commune (after the protodeacon), for in him the renewal and fulfillment of Divine grace has taken place.

At the end of the Communion of the people and the transfer of the chalice with the Holy Gifts to the altar, the newly-ordained deacon pronounces the litany "Forgive me, having received," showing the people that he has been appointed a servant of God and has received from Him the grace to make petitions and call those gathered to prayers and supplications, lifting them up to God.

Ordination to the priesthood

1. The history of the establishment of the rite

In literal translation, the word "presbyter" (preaRitpro^) means "elder". The Apostles borrowed this name of the second degree of priesthood from the Old Testament Church, calling themselves and the Christian pastors they ordain (1 Pet.

5, 1; 2 Jn. 1). The name itself indicates that the wisest and most experienced people were elected to the priestly degree. But more often the presbyter is called in the Scriptures a "priest" or a "priest" (ієреи^), as the Scriptures call the Lord Himself (Heb. 5:6; 10:21), and all believers sanctified in Jesus Christ (Ap. 1:6). The presbyter is also called "father" because he spiritually regenerates the faithful through the Sacraments and teachings and gives them an Orthodox education.