Sacraments and Rites of the Orthodox Church

278

священнослужения», откуда он и перешел в современный чин епископской хиротонии.

2. Схема чина хиротонии во епископа

Наречение кандидата во епископа «Благословен Бог наш» Тропарь и кондак Пятидесятницы Сугубая ектения Отпуст

Указ об избрании Речь избранного Многолетие

Испытание веры новоизбранного Благословение патриарха Чтение Символа веры Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога Обеты соблюдения канонов святых апостолов, семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец Передача текста обещания Святейшему Патриарху Благословение ставленника

Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого»

Преклонение ставленником колен пред святым престолом Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев Тайносовершительная молитва «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй) Чтение Патриархом двух молитв Чтение первым и вторым митрополитами ектении Облачение в архиерейские одежды Приветствие и целование архипастырей Участие в божественной литургии «Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия Осенение народа свечами

Принятие святой чаши от протопресвитера на Великом входе Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов

Вручение архипастырского жезла Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею Вручение жезла Архипастырское благословение народа3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во епископа

По толкованию святого Симеона Солунского, «рукоположение совершается после первого входа, потому что так происходило и вначале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса - что все и означается первым входом, -после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище, как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие, как на пренебесный престол, рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой

279

песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних».279

Открытое Евангелие, возлагаемое письменами вниз, есть образ руки Господа, зовущего посвящаемого на проповедь слова Божия.

В первой молитве Патриарх просит Владыку и Господа «наитием благодати Святого Духа» укрепить посвящаемого, как Он укреплял апостолов, пророков и архиереев и сохранил его «непорочным» и украсил всяким благочестием, явил его святым, дабы он мог молиться о спасении людей и был услышан Господом.

Во второй молитве он просит Господа сотворить рукополагаемого подражателем Истинного Пастыря, «душу Свою положившего за овцы», соделать путеводителем слепых, воспитателем немудрых, вразумителем непокорных и дерзновенных, учителем младенцев в истинном ведении, светильником в мире, право правящим вверенные ему души ко спасению».

По объяснению святого Симеона Солунского, мантию епископ получает как учитель, поэтому источники, украшающие ее, означают «благодать учительства, пребывающую в архиерее, и вместе разнообразие принадлежащих ему высших дарований, через него на всех изливаемых». Жезл, вручаемый епископу, как изъясняет тот же учитель Церкви, означает «власть Духа, силу, укрепляющую и руководящую по отношению к народу».

Возведение в чины протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита

1. Возникновение хиротесий в священные чины (протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита)

С древнейших времен за выдающиеся личные заслуги перед Церковью или за многолетнюю безупречную службу некоторые священнослужители удостаивались особых почетных званий, дающих им право первенства и преимуществ среди других. Возведение в эти звания совершалось через церковный обряд - хиротесию, основными литургическими элементами которого были благословение, руковозложение, молитва и наречение.