Sacraments and Rites of the Orthodox Church
Смерть - это «великое таинство» рождения человека из земной временной жизни в вечность.281 По воле Божией разлучение души от тела происходит так же таинственно и непостижимо для человеческого разума, как и соединение их в утробе матери.
По исходе своем из тела душа человека попадает в новые условия жизни. Она по своей воле не может уже изменить своего состояния, как это было при жизни на земле. И здесь важнейшее значение приобретает глубокая духовная связь умершего человека с Церковью, которая продолжает заботиться о нем, как при жизни. Живые члены Церкви готовят тело усопшего христианина к погребению и совершают молитвенные последования об упокоении его души. В основе этих последований лежит принцип «соборности».282 Согласно ему, усопшие по молитвам живых очищаются от грехов и приближаются к божественному покою, чтобы Господь начал действовать в них как в исполнивших свое предопределение и по своей возможности ставших сообразными с Божественными совершенствами. На тех, кто возносит молитвы к Богу за усопших, изливается благодатный источник милосердия Божия. А если усопшие были праведными и удостоились прославления от Бога, тогда молитва за них вызывает ответную молитву их пред Богом за самих молящихся.
После смерти тело христианина, как освященное Божественной благодатью в таинствах, с честью омывается, одевается в новые одежды, сообразные его жизни и званию, полагается во гроб. И у гроба христиане совершают молитвы, читают Священное Писание и молятся об упокоении души усопшего.
Чинопоследование «по исходе души от тела» впервые изложено в Требнике Петра Могилы (ч.1, с.575-584). Оно состоит из обычного начала, тропарей «Со духи праведных», канона 8 гласа, молитвы: «Помяни, Господи» и отпуста. В наших требниках он носит заглавие «Канон по исходе, души от тела всякого правоверного». Этим последованием и начинается молитва об умершем у его гроба.
Святая Церковь, считая необходимым вознести первое моление об усопшем почти тотчас по исходе души от тела, вместе с тем входит в положение окружающих смертный одр, которые и в последние часы, а иногда и дни, пережили много и душевных страданий, понесли немало физических трудов по уходу за больным. Да и сейчас трудились, «опрятывая» усопшего. Надо дать отдых и душе, и телу их. Поэтому, входя в их состояние, Церковь не хочет задерживать еще надолго в бодрственном, напряженном состоянии измученных и утомленных людей. И первое необходимое и неотложное моление у гроба сокращает насколько возможно, ибо данный чин значительно короче панихиды.
Если «последование» почему-либо не может быть совершено иереем, оно должно быть непременно прочитано чтецом Псалтири перед началом чтения самой Псалтири.
2. Схема чина по Требнику
«Благословен Бог наш...»
Трисвятое по «Отче наш...»
Тропари «Со духи праведных скончавшеся...»
Заупокойная ектения «Помилуй нас, Боже...», с возгласом
Псалом 90
Канон 8-го гласа