Sacraments and Rites of the Orthodox Church

Своими правилами о поминовении усопших Святая Церковь предлагает испытание послушания своих чад, искренности их любви ко Господу и бескорыстия любви к ближним. Это как бы своего рода древо познания добра и зла, данное для воспитания и укрепления воли христиан. Не забывай своей обязанности молиться об усопших, чаще поминай их, но только в те времена и в тех формах, которые даны Святой Церковью.

2. Церковный устав о поминовении

Не опуская ни одного случая, где и когда можно совершать поминовение усопших, Церковь вводит его в состав и общественного, и частного богослужения, и в домашнюю молитву.

Согласно действующему у нас Уставу, ежедневное богослужение, состоящее из девяти суточных служб, совершается в три приема, разделяясь на вечернее, утреннее и дневное. И на каждом из них непременно в той или иной форме, кратко или пространно,

296

совершается поминовение усопших.296 Вечернее богослужение

Первой службой наступающего дня будет вечерня. Поминовение усопших на ней совершается краткой общей формулой на сугубой ектении: «О всех преждепочивших отцех и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных».

За вечерней следует повечерие, оканчивающееся ектенией: «Помолимся...» На ней ублажаются и усопшие: благочестивые цари, православные архиереи, ктиторы, родители и все прежде отшедшие отцы и братия наши, зде лежащие и повсюду православные.

Утреннее богослужение

Утреннее богослужение начинается полунощницей. Значительная часть этой самой ранней службы, вся вторая ее половина, посвящается молению об усопших.

Это моление об усопших на полунощнице имеет очень важное значение и глубокий смысл.

И в делании духовном, и в делах житейских последующие поколения продолжают постройку на основании, положенном поколениями предшествующими, продолжают дело, начатое предками, пользуются плодами их трудов, пожинают то, что посеяно было другими (Ин. 4, 37), и сами трудятся, и сами сеют для того, чтобы плоды посеянного пожали те, кто будет после них. Поэтому так естественно, чтобы верующие, живущие на земле люди, готовясь выйти на дневную работу и молитвою начиная свой трудовой день, прежде всего, даже прежде нарочитого моления о самих себе - оно будет в начале утрени, - с благодарностью, молитвенно вспомнили тех, которые раньше их потрудились и приготовили почву для их настоящего делания. С радостью наследуя плоды трудов усопших, с радостью продолжая их дело, живущие приглашают к радости и самих усопших, приглашают «благословлять Господа» (Пс. 133, 1). Так предначинается та общая радость, которою уже и теперь «вкупе радуются и сеющий, и жнущий» (Ин. 4, 36).

Полунощное моление об усопших ввиду его особливой важности не только включается в состав общественного богослужения, но и выделяется в особую самостоятельную часть, сравнительно изолированную от первой части полунощницы. Вместе с тем оно сравнительно кратко, ибо полунощница только начало дневного богослужения и молящимся предстоит еще целый ряд служб, а в будничные дни большинству предстоят еще и дневные труды. Поэтому оно ограничивается Двумя очень краткими псалмами, после которых следует. Трисвятое, два тропаря и кондак заупокойные, заключаемые богородичным, в качестве какового употребляется ипакой праздника Успения Пресвятой Богородицы. Затем следует особая заупокойная молитва, нигде и никогда в другое время не повторяющаяся, а по отпусте - краткое поминовение усопших в конце заключительной ектении «Помолимся». Поминовения по именам здесь нет, оно совершается общей формулой.

Полунощное моление об усопших Церковь считает столь важным и необходимым, что опускает его только в седмицу Пасхи, когда совершенно исключительный строй всей службы не оставляет места для полунощницы.