Sacraments and Rites of the Orthodox Church

В молебных пениях Церковь освящает и благословляет:

1) стихии - воду, воздух, огонь и землю;

2) жилище и другие места обитания православных христиан - дом, монастырь, корабль, строящийся город;

3) пищу и предметы бытовой и хозяйственной деятельности - семена и плоды выращиваемых растений, домашний скот, колодцы, сети для ловли рыбы и проч.;

4) начало и завершение какой-либо деятельности - учебы, путешествий, сева, жатвы, строительства жилищ, воинской службы и т.д.;

5) духовное и телесное здоровье человека (молебен об исцелении больного).

Молебные пения по составу входящих в них молитвословий имеют между собой определенное сходство и различие. Сходство состоит в том, что они по своей литургической структуре близки к утрени. Различие касается не только содержания и числа молитвословий, но связано также и с тем, что одни молебны совершаются с пением канона, другие без него, а третьи - без чтения Евангелия.

Каноны поются в последованиях молебных пений:

1) против супостатов, находящих на ны;

2) во время губительного поветрия;

3) во время бездождия;

4) во время безведрия.

Без канона совершаются молебны:

1) на Новый год;

2) при начале учения отроков;

3) за воинов во время брани против супостатов;

4) о недужных - многих или одном;

5) благодарственные:

а) о получении прошения;

6) о всяком благодеянии Божием;

в) в день Рождества Христова;

б) при благословении:

а) отправляющимся в путешествие;

б) хотящим плыть по водам;

7) возвышении панагии;

8) благословении пчел.

Без чтения Евангелия совершаются чины:

1) благословения водного судна ратного,

2) благословения нового корабля или лодки,

3) на копание кладезя и обретение воды,

4) благословения нового кладезя.

Молебен начинается возгласом священника «Благословен Бог наш» или возгласом «Слава Святей Единосущней и Нераздельней Троице», как при благодарственном молении. После возгласа поется «Царю Небесный» (а от Пасхи до Вознесения -«Христос воскресе», трижды), читаются Трисвятое по «Отче наш» и затем псалом, избранный в соответствии с целью и предметом моления.

После Псалма в день Рождества Христова поется пророчество святого пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог». Иногда, как например в молебном пении о недужных, читается после псалма Символ деры.

Затем после псалма, или после пророчества Исаии, или после Символа веры произносится великая ектения, в которую включаются прошения, относящиеся непосредственно к предмету моления. После ектении поется: «Бог Господь» и тропари.

За ними иногда сперва читается 50 псалом (при молебных пениях во время бездождия, безведрия, во время губительного поветрия), или псалом 120 «Возведох очи мои в гору...» (В чине благословения водного судна), и затем следует канон, если он положен на молебне. Припевы к тропарям канона обычно указываются наряду.