Sacraments and Rites of the Orthodox Church
В молебных пениях Церковь освящает и благословляет:
1) стихии - воду, воздух, огонь и землю;
2) жилище и другие места обитания православных христиан - дом, монастырь, корабль, строящийся город;
3) пищу и предметы бытовой и хозяйственной деятельности - семена и плоды выращиваемых растений, домашний скот, колодцы, сети для ловли рыбы и проч.;
4) начало и завершение какой-либо деятельности - учебы, путешествий, сева, жатвы, строительства жилищ, воинской службы и т.д.;
5) духовное и телесное здоровье человека (молебен об исцелении больного).
Молебные пения по составу входящих в них молитвословий имеют между собой определенное сходство и различие. Сходство состоит в том, что они по своей литургической структуре близки к утрени. Различие касается не только содержания и числа молитвословий, но связано также и с тем, что одни молебны совершаются с пением канона, другие без него, а третьи - без чтения Евангелия.
Каноны поются в последованиях молебных пений:
1) против супостатов, находящих на ны;
2) во время губительного поветрия;
3) во время бездождия;
4) во время безведрия.
Без канона совершаются молебны:
1) на Новый год;
2) при начале учения отроков;
3) за воинов во время брани против супостатов;
4) о недужных - многих или одном;
5) благодарственные:
а) о получении прошения;
6) о всяком благодеянии Божием;
в) в день Рождества Христова;
б) при благословении:
а) отправляющимся в путешествие;
б) хотящим плыть по водам;
7) возвышении панагии;
8) благословении пчел.
Без чтения Евангелия совершаются чины:
1) благословения водного судна ратного,
2) благословения нового корабля или лодки,
3) на копание кладезя и обретение воды,
4) благословения нового кладезя.
Молебен начинается возгласом священника «Благословен Бог наш» или возгласом «Слава Святей Единосущней и Нераздельней Троице», как при благодарственном молении. После возгласа поется «Царю Небесный» (а от Пасхи до Вознесения -«Христос воскресе», трижды), читаются Трисвятое по «Отче наш» и затем псалом, избранный в соответствии с целью и предметом моления.
После Псалма в день Рождества Христова поется пророчество святого пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог». Иногда, как например в молебном пении о недужных, читается после псалма Символ деры.
Затем после псалма, или после пророчества Исаии, или после Символа веры произносится великая ектения, в которую включаются прошения, относящиеся непосредственно к предмету моления. После ектении поется: «Бог Господь» и тропари.
За ними иногда сперва читается 50 псалом (при молебных пениях во время бездождия, безведрия, во время губительного поветрия), или псалом 120 «Возведох очи мои в гору...» (В чине благословения водного судна), и затем следует канон, если он положен на молебне. Припевы к тропарям канона обычно указываются наряду.