Sacraments and Rites of the Orthodox Church

Как необходимую и важную принадлежность жилища и добывания питьевой воды, Церковь благословляет и освящает «копание нового кладезя», прославляя Бога, «Превращающего скалу в озеро воды и камень - в источник вод» (Пс. 113, 8). Посылающего источники в долины и посреди гор (Пс. 103, 10). Она молит Господа, Источившего воду из камня и Напоившего жаждущих, даровать «воду на месте сем сладку и вкусну, довольну к потребе, невредительну к приятию». После молитвы иерей, благословляющий копание кладезя, взяв лопату, начинает сам копать землю, произнося: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Благословение оканчивается кроплением святой водой места кладезя и тех, кто его копает.

Не только при копании колодца, но и после того, как колодец выкопан, Церковь совершает моление, обращаясь к Господу, чтобы Он благословил и освятил обретенную воду во здравие всех употребляющих ее. В христианстве пример освящения кладезя представлен в предании о святом Клименте Римском, ученике и сотруднике святого апостола Петра. В многочисленных чинах молебных пений Церковь проявляет заботу и

об успехах христиан в различных видах хозяйственной деятельности. Одним из первых занятий, с помощью которых человек добывал себе одежду и пищу, было скотоводство. Первый праведник и мученик был пастухом: «И был Авель пастырь овец» (Быт. 4, 2); и первая приятная Богу жертва была та, которую принес Авель «от плодородных овец своих, и от туков их» (Быт. 4, 4). Исаак, Иаков, Моисей, Иов многострадальный и многие другие великие мужи древности занимались скотоводством и имели обширные пастбища для многочисленных своих стад (Быт. 26, 14; 30, 43; Исх. 3, 1). Священный пример великих предков освящает это занятие и для потомков. О каких сокровищах земных молился царь Давид и о чем он просил для своего народа? Он просил Бога: «Да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны... Блажен народ, у которого это есть» (Пс. 143, 13-15). Об этом же молится и Церковь в «Чине благословения стад овчих, или иных скотов». Этот чин должен совершаться обычно весной в первый день выгона стада на пастбище. «Владыко Господи Боже наш, - взывает Церковь, - Тебе молимся, и Тебе просим: якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих; и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящи; и избави е от всякаго навета врагов, и воздуха смертнаго, и губительнаго недуга».

Существует и особый «Чин благословения новых сетей для ловитвы рыб», в котором Церковь молится о том, чтобы Господь, благоволивший напитать пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, Поставивший человека владыкою над делами рук своих, все Положивший к ногам его - овец и волов, и диких зверей, птиц небесных и рыб морских (Пс. 8, 7 - 9), благословил мрежи (сети), как некогда благословил рыбарей - Петра, Фому, Нафанаила и других и сеть их, которая не прорвалась, наполненная большими рыбами (Ин. 21, 11). Церковь благословляет новые сети окроплением их святой водой, призыванием Всесвятого Имени Божия и воспевает вместе с пророком Давидом: «Господи Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли» (Пс. 8, положенный и в этом чине, и в чине благословения скота).

С древнейших времен в Церкви установлены особые очистительные чинопоследования. Сюда относятся: «Чин бываемый, аще случится чесому скверному якову любо впасти в кладезь водный», «Последование молебное о избавлении недугующаго от обуревания и насилия духов нечистых», «Молитвы заклинательные тех же нечистых духов» (составленные различными святыми - Василием Великим, Григорием Чудотворцем, Иоанном Златоустом, священномучеником Киприаном), а также «Восследование молебное сопротив чародеяниям и обаваниям» (т.е. околдованиям) человеков и скотов, домов же и мест облазняемых от злых мечтов», «Восследование молитвенное во время избительного мора скотов, иже или Божиим попущением грех ради наших или множественнее злохитрием диавольским чрез лукавых человек чародеяния бывает» ипроч. В этих чинопоследованиях Церковь молится об очищении человека и всего того, с чем он связан житейски, от нечистоты, греховности, скверны и темных сил. Она постановила очищать молитвою от осквернения кладезь, вино, елей, мед, сосуд, пшеницу и самих «скверноядших». К очистительным молитвам Церковь в этих чинах присоединяет знамение креста, каждение и окропление святою водою. Церковь благословляет и очищает «все действия» христиан, живущих под ее благодатным осенением и руководством. Ибо истинным христианам Слово Божие заповедует: «Едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31), и внушает, что «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13).

Из древнего апостольского обычая возносить молитву перед принятием пищи произошел «Чин возношения (или возвышения) панагии». Слово «панагия» означает «всесвятая» или «пресвятая», и, по древнему обыкновению, она есть просфора или часть просфоры, возносимой или возвышаемой в честь Пресвятой Троицы о Имени Богородицы, послужившей таинству воплощения Сына Божия и ко славе Пресвятой Троицы. По преданию, апостолы по воскресении Иисуса Христа до успения Богоматери во время трапезы своей полагали на первом месте хлеб в ознаменование воспоминания о Господе, Который по Воскресении Своем являлся неожиданно апостолам и свидетельствовал им о Воскресении Своем, «с ними же и ядый» (Деян. 1, 4). По успении и возношении на Небо Божией Матери, древние христиане, по примеру апостолов, стали по окончании трапезы возносить хлеб в честь Богородицы, родившей Иисуса Христа -Хлеб Небесный, и неизменной Заступницы верующих. Этот апостольский обычай стал повседневным правилом для иноческих обителей. В писаниях святого Афанасия Великого есть описание возвышения древней панагии. После Литургии он предписывает инокиням в 9 часу дня вкушать хлеб, благодаря Бога при трапезе таким образом: «Благословен Бог Милующий и Питающий нас от юности нашей и Дающий пищу всякой плоти...» Эта молитва до сих пор читается при возношении панагии. «И когда сядешь за стол, - говорит далее святой Афанасий, - и начнешь раздроблять хлеб, трижды его благослови, произнеси благодарение так: «Благодарим Тебя, Отче наш, за Святое Воскресение, которое Ты явил нам чрез Иисуса Сына Твоего и как хлеб сей, некогда состоявший в раздельных семенах, будучи совокуплен,, соделался едино, так да соберется Церковь Твоя от конец земли в Царство Твое...» Когда же встанешь от стола, то опять благодари Бога (Пс. ПО). В древности, существовал обычай хлеб Пречистой посылать из монастырей в разные места на благословение и иметь с собой во время путешествия.

Из обычая приносить хлеб в честь Богоматери к трапезе и иметь его всегда при себе возник обычай носить панагию на груди. В древности это был сосуд (или панагиар) с изображением Богоматери, который и предназначался именно для того, чтобы в нем носить благословенный хлеб в честь Богоматери.

Церковь ежедневно приносит молитвы Богу о плавающих и путешествующих, потому что они подвержены большей опасности в пути и особенно нуждаются в помощи Божией. Помимо этой ежедневной молитвы Церковь совершает особый «Чин благословения в путешествие (в путь шествующим)». Перед отправлением в путь коленопреклоненно молились апостолы (Деян. 21, 5). Благословляя путешествующих, Церковь молится Господу, Который есть «путь и истина» (Евангелие чина), чтобы Он простил им вольные и невольные грехи, сопутствовал им в пути, как некогда Евангелисту Луке и Клеопе в Еммаус, послал им ангела хранителя, как некогда Исааку, Товии. Она просит Его избавить плавающих от потопления, как некогда апостола Петра и прочих апостолов (Мк.

4, 35- 41). Чтением Апостола Церковь внушает отправляющимся в путь, что они постоянно должны исполнять волю Божию и заповеди Его. Евнух царицы Кандакии в пути читал Слово Божие и крестился (Деян. 8, 26-39). А чтением Евангелия напоминает, что путешествие должно совершаться для пользы, а не для тщеславия (Ин. 14, 10), чтобы двигаясь по земному пути, они шли и по стезе заповедей Божиих.

Заботой о путешествующих проникнут и «Чин благословения нового корабля или ладии». Подобно апостолу Павлу, который перед вступлением на корабль на берегу усердно молился Богу со всеми учениками, Церковь, благословляя новое судно, взывает к Господу о помощи и покровительстве. «Боже отцов наших, - молится она, - Ты заповедал Ною рабу Твоему построить первый корабль для спасения мира; Ты благоволил, чтобы корабль, состоящий из многих дерев и могущий распасться, был как едино древо - крепкое и нерасторгаемое, Тебе угодно было Самому некогда править этими бездушными древами: Ты Сам и ныне, Владыко, и сей корабль (или ладию) соблюди, и даждь ему Ангела блага, мирна; хотящии плыти в нем сохрани, даждь им в своя отъити здравым...

Сильной и выразительной песней пророка Давида Церковь ободряет и наставляет чад своих: «Исповедятся Господеви, яко благ, яко в век милость Его» (Пс. 106, 1); «Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим: да Вознесут Его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его» (Пс. 106, 31- 32).Близким по содержанию к этим чинам является и «Чин благословения хотящим по водам плыти». Как Бог в Своей славе и чудесах особенным образом открывается на водах, так и человек, оказавшийся во власти морской бури или попавший в кораблекрушение, яснее осознает свое внутреннее состояние и отчетливее начинает понимать, есть ли у него живая вера, чистая любовь, глубокое упование на Бога. В минуты смертельной опасности для человека ему помогают избежать печальной участи молитвы за него родных и близких. Святой Григорий Богослов свидетельствует, что он не утонул во время бури благодаря молитвам отца и матери. «Я страдал на водах, - говорит он, - со мною страдали и родители, в ночном видении разделяя мое бедствие. Они с суши подавали помощь, своею молитвою как бы заговаривая волны, о чем узнал я, когда впоследствии, по возвращении, высчитал время моего избавления» (Слово 18, в похвалу отцу). Перед выходом судна в плавание Церковь обращается с молитвой к Владыке Господу Иисусу Христу, Который по водам ходил, как по суше, запретил бурю и успокоил волны морские. Она просит Его не оставить в плавании рабов Своих, быть им Кормчим, воздвигнуть благовременные ветры к благополучному возвращению их, и, как апостола Петра спас от потопления и от всех видимых и невидимых вражеских наветов, так избавить от бед всесильною Своею десницею рабов Своих, давая им благодать во всех делах, и соблюдая корабль их целым и невредимым.

Церковь, стремясь помочь родителям в правильном воспитании и образовании детей, благословляет и освящает начало и продолжение учебы их Словом Божиим и молитвою. В «Чине благословения отроков во училище учитися идущих» говорится о том, что начало всех наших деяний должно совершаться с молитвами и что премудрость можно получить только от Совершенного Источника премудрости - Бога, а начало премудрости - это страх Божий. Поэтому родители, стремящиеся научить своих детей учению Божественных Писаний, должны начинать с церковных молитв о благословении, ибо сеющие с благословением - с благословением и пожнут.

В «Последовании, егда приходит отроча учитися Священным Писанием» Церковь молится ко Господу, о Котором говорили некогда, во дни Его земной жизни: «Как Он знает Писания, не учившись» (Ин. 7, 15) и от Лица Которого Давид говорит: «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас» (Пс. 33, 12) и Который дал Соломону премудрость. Она призывает Господа ниспослать отрокам духа премудрости и разума, открыть ум и уста к принятию, разумению и памятованию добрых и душеспасительных учений, в сердце всадить страх Божественный и тем отогнать от них «буесть юности», даровать им успехи в достижении премудрости, чтобы они росли во славу Божию, в радость и утешение родителям и во утверждение Церкви. После молитвы священник, по примеру Иисуса Христа, некогда возлагавшего на детей руки иблагословлявшего их, возлагает на отроков, молящихся перед началом учения, свои руки и благословляет их.

В «Последовании об отроках неудобоучащихся» Церковь молится Господу, просветившему некогда Своих учеников и апостолов сошествием на них Святого Духа, научившего и просветившего святого первомученика Стефана так, что «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6, 10). Она просит Его просветить и сердце отрока «неудобоучащегося», призывая и тех святых, которые проявили особенную ревность и прилежание к христианскому просвещению, а именно, апостола Матфея, который с детства учился книгам и разумению закона, святого мученика Агапия, который в различные времена многое дерзновение во исповедании Имени Христова показал, Прокопия, научившего двенадцать жен святой вере и божественной любви ко Христу, Филиппа, страдавшего с женою и детьми за Христа.