Sacraments and Rites of the Orthodox Church

Если же престол не был сдвинут со своего места или поврежден, однако каким-то образом были нарушены неприкосновенность и святость престола, тогда, по благословению епископа, бывает особенное обновление храма молитвою и кроплением святой водой для того, чтобы, по словам Московского митрополита Киприана, совершалось «бессоблазненное священнослужение во храме». Это обновление храма называется «малым освящением» храма.

Малое освящение храма совершается, во-первых, в том случае, когда неосвященный человек коснется престола, его священной утвари и одежд (например, при угрозе пожара или другого бедствия). В Ветхом Завете Надав и Авиуд были наказаны смертью за то, что вложили в свои кадильницы чудный огонь (Лев. 10, 1). Оза поражен был смертью за прикосновение к Кивоту Завета (2 Цар. 6, 6-7). Как и в Ветхозаветной Церкви, в православном храме к престолу могут прикасаться только избранные (Лев. 10, 3).

При малом освящении обычно совершают молебное пение тому святому, во имя которого построен храм, т.е. поется канон храмового праздника. Молебен совершается посреди храма. После малого освящения воды читаются две «молитвы на обновление храма» (Требн. Больш., гл. 93), принятыми в чин малого освящения храма от Константинопольского Патриарха Каллиста, жившего в последней половине XIV столетия. Первая из этих молитв «Господи, Боже наш» - та же самая, которая читается и при первоначальном освящении храма.

Во-вторых, малое освящение храма совершают после осквернения храма от еретиков и язычников. Если вообще лицу непосвященному не разрешается по уставу Церкви входить в алтарь и особенно касаться святыни алтаря, то святыня тем более оскверняется от прикосновения еретиков и язычников (Числ. 3, 10, Пс. 78, 1), когда они насильственно овладевают храмом, попирают его ногами, прикасаются к его утвари, либо совершают в нем свое служение. В этом случае при освящении храма читаются особые

309

молитвы «на отверзение храма», именно молитва «на отверзение церкве, от еретиков

осквернившияся» (Больш. Требн., гл. 41) и молитва «на отвержение храма, осквернившагося от языков, еще же и от еретиков» (Больш. Требн., гл. 41). Чин освящения храмов от осквернения еретиками и язычниками составлен святыми отцами Никифором Исповедником и Тарасием, патриархами Константинопольскими в VIII веке, поборниками Православия против иконоборцев.

В-третьих, малое освящение храма бывает после осквернения его насильственной смертью в нем человека или человеческой кровью, рождения или смерти в нем животного, по закону Моисееву нечистого и нежертвенного. Ибо смерть есть следствие греха, и рождение, как проводник греха, есть нечистое и оскверняющее (Числ. 19, Лев. 12). В Большом Требнике содержится особая молитва (гл. 42) «на отверзение храма, в нем же случится человеку умрети нуждно» (т.е. насильственною или внезапною смертью). Та же самая молитва читается, как сказано в Требнике, когда «церковь осквернится смертию или рождением в ней животного». Об этой молитве в Требнике сказано, что она «глаголется во входе прежде обычного», т.е. произносится при входе в храм прежде молитвословий, произносимых обычно священником при входе в храм перед совершением Литургии.

Святая Церковь всякое осквернение храма считает наказанием за грехи наши, а поэтому при обновлении храма просит помиловать нас и обновить дух наш.

6. Освящение принадлежностей храма

При великом и малом освящении храма освящаются и все принадлежности храма. Когда в храм поступают новые или поновленные церковные вещи и принадлежности, бывает особенное освящение их. В Дополнительном Требнике излагаются чины на освящение служебных сосудов - всех вместе или отдельно - дискоса, чаши, звездицы, лжицы, покровов, а также кивота для Святых Даров, илитона, индитии, священнических одежд, Креста, икон Святой Троицы, Христа Спасителя, Богородицы, праздников святых, церковных сосудов - кадильницы, анафорного блюда, кивота для мощей и проч.

Освящение совершается в храме. Перед церковными вратами поставляется покрытый стол, на котором полагаются предметы, предназначенные к освящению. Священник в епитрахили и фелони выходит из алтаря царскими вратами с кадильницей. Окадив крестообразно освящаемые вещи, он начинает возгласом «Благословен Бог наш», затем читается «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды), а при освящении каждого рода вещей читаются особые тайные молитвы и соответствующие псалмы.

Как сказано в Требнике Киевского митрополита Петра Могилы, освящение Креста и икон совершается «молитвою, кроплением святой водою, поклонением и целованием».

При благословении и освящении икон Господних возносится молитва Г осподу, воспретившему некогда творить Себе образы и подобия для избавления избранного Израиля от прелести идолослужения и для неотступного пребывания в познании и служении истинному Богу и повелевшему устроить в скинии и храме Соломонове подобия и образы херувимов и чтить их поклонением, каждением и молением, а впоследствии пославшему Единородного Сына Своего, Который, приняв вид раба и будучи в подобии человеческом, подобие пречистого Своего образа нерукотворно изобразил и послал Авгарю, царю Едесскому, - благословить и освятить иконы Господа и подать им целебную силу и исполнить их благословения и крепости Нерукотворенного образа.