Sacraments and Rites of the Orthodox Church
Постановления Апостольские (IV век) свидетельствуют, что после того, как пресвитер помажет освященным елеем чело, грудь и спину оглашаемых, диаконы помазывают все тело готовящихся к Крещению мужчин, а диакониссы - женщин (см. Дмитриевский А. Богослужение...).
В «Луге Духовном» говорится о Кононе, пресвитере монастыря Пентуклы (VI в.). Как великому старцу, ему было поручено совершать Крещение, «и он стал помазывать (елеем) и крестить приходивших к нему».52
Памятники Русской Церкви XI-XII веков говорят, что «крещаемый мазался маслом». Владимирский Собор 1274 года принял решение: «Мазать крещаемого маслом деревянным по третьем оглашении, говоря: «Мажется раб Божий маслом радости во имя
Отца, и Сына, и Святого Духа и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Мазали на всех составах.
XIV век отобразил практику, когда после помазания священником известных частей тела диакон или кто-то из служащих помазывал все тело крещаемого без произнесения возглашаемых в настоящее время слов. В XV веке помазание совершалось по-прежнему, но кое-где начало входить в обыкновение при помазании крещаемого маслом произнесение слов «Мажется раб Божий маслом радости...» При этом помазывалось все тело крещаемого. Возглас «Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякого человека...» произносился священником после помазания крещаемого елеем. Но он был редким исключением в практике этого времени.
В XVI веке по освящении елея священник брал «спичку, сущую в сосуде масляном», с пением «третицею аллилуиа» трижды делал ею крест на воде. Или же трижды возливал елей прямо из сосуда в воду.
Затем священник омакивал свой перст в сосуд с елеем, произносил слова «Помазуется он сице елеем возрадования...» и помазывал им чело, перси и плечи (по одним памятникам); чело, очи, перси, плечи и междорамие (по другим). Слов при этом никаких не произносилось. После священника все тело крещаемого мазал диакон.
Погружение крещаемого в воду и облачение в белые одежды
Само Крещение всегда совершалось через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы. Правила святых апостолов повелевают
совершать Крещение «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (прав. 49-50).
Начиная со II-III веков на новокрещенного надевалась белая одежда и возлагался крест, предварительно освященный. Литургические памятники Русской Церкви говорят, что у нас Крещение совершалось через троекратное погружение крещаемого в освященные воды купели. Но от этого правила были отступления. Так, в XIV веке митрополит Киприан писал: «При крещении «не обливати водою, но погружати,... глаголати же на каждо погружение едино имя Живоначальныя Троицы, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Акты исторические, т. I, с.477). При крещении нескольких детей мужского и женского пола всех их, по наставлению митрополита Киприана, должно погружать в одну купель, но «первее мужеских крестити, потом женских, за благочиние мужскому полу давать предпочтение. При крещении возрастных, лиц женского пола крестить особо от мужчин» (Там же, с.477).
После Крещения непосредственно следовало облачение новокрещенного в белые одежды без произнесения и пения слов «Ризу мне подаждь...» За облачением следовала ектения, в которой были особые прошения о новокрещенном.
В XVI веке Требники предписывали священнику брать в руки младенца, произносить слова «Благословен Бог просвещаяй и освящаяй всякого человека...» и троекратно погружать его в купель. При первом погружении священник говорил:«Крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца - аминь», при втором: «И Сына - аминь», и при третьем: «И Святаго Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».Дальнейший порядок был согласен либо с практикой XV века, либо с Требниками современными.