Sacraments and Rites of the Orthodox Church
памяти святого.
Имя, нарекавшееся младенцу в храме во время молитвенного последования, совершаемого священником, становилось для него святым, таинственным. И сам младенец, по слову блаженного Августина, в этот день принимался «в лоно Матери Церкви», а наречение имени тесно связывалось с духовным рождением младенца в Таинстве Крещения».60
В день наречения имени младенцу участники этого события: священник, родители, будущие восприемники от купели Крещения, принесшие младенца в храм, а также святой, именем которого нарекается младенец, становятся непосредственными свидетелями начала благодатного союза человека с Богом.
Основное содержание молитвы восьмого дня, которую священник читает в притворе храма, сосредоточено на младенце. В ней говорится, что жизнь новорожденного получает ценность в очах Божиих от того, что он «придет в земной храм и будет участником спасения».
«Господи Боже наш, Тебе молимся, - читает священник в последовании, - и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые называет имя, нарекаемое младенцу), и да знаменается Крест Единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях его... да по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем».
Тропарь праздника Сретения Господня, который поется в завершение молитвы о наречении имени младенцу, еще раз напоминает родителям, что младенец по закону приносится в дом Господень. А пример им - Богоматерь, принесшая Богомладенца Христа в храм «по обычаю законному».
Молитвы сорокового дня
Молитвы сорокового дня готовят младенца к участию в жизни Церкви. Принесенный в храм, он предлагается Богу так же, как Сам Христос был «в четыредесятый день законному храму принесенный от Марии... и на объятиях праведного Симеона носимый». Это начало пути ребенка к Крещению, как ясно говорится в четвертой молитве: Сам (Господи), благослови отроча сие... и сподоби е во время благопотребное и водою и Духом от рождения: сопричти е святому стаду словесных овец; нарицающихся именем Христа Твоего...»
Новорожденный ребенок принадлежит семье. У него нет никакого автономного существования. Его жизнь полностью определяется и формируется этой принадлежностью. И сама семья христианская принадлежит Церкви, находит в Ней источник, содержание и смысл своего существования. Поэтому ребенок, принадлежащий семье, и в более конкретном, биологическом смысле - матери, тем самым принадлежит Церкви. Это поистине Ее ребенок, уже принесенный в храм, препорученный Богу.
Все это выражено в молитве, читаемой священником: «Господи Боже наш... и принесенного сего младенца, явитися Тебе всех Творцу благослови и на всякое дело благое и Тебе благоугодное возрасти, отгоняя от него всякую сопротивную силу...» (3 молитва). «Рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри... и умного сподоби света... да сопричтется святому Твоему стаду» (4 молитва).
Чинопоследование оглашения
Приготовление к крещению всегда сопровождается особыми церковными молитвами об оглашаемом. Этими молитвами Церковь просит Бога «в нужное время сподобить оглашенных воды возрождения», «присоединить их к Своему избранному стаду» (Литургия святого Иоанна Златоуста).