Sacraments and Rites of the Orthodox Church

Начало крещального богослужения через возложение руки епископа или священника на голову оглашаемого вслед за дуновением осмысливается поэтому как акт и дело его защиты: оглашаемому дается духовное прибежище, он берется под кров благодати Божией. Так начинается общецерковная молитва за готовящегося к Таинству Крещения. К оглашаемому обращены слова святителя Василия Великого: «Приступи и всецело отдайся Господу, присовокупи свое имя, припишись к Церкви... Впишись в эту книгу, чтобы тебя переписали в книгу Горнюю».62 Оглашаемый, как бы отвечая на этот призыв, приходит ко Христу, чтобы спастись, и молитва иерея свидетельствует об этом.

«О имени Твоем, Господи, Боже Истины... возлагаю руку мою на раба Твоего (имя рек)...Отстави от него ветхую оную прелесть и исполни его еже в Тя веры, и надежды, и любве...Даждь ему во всех заповедях Твоих ходити, и угодная Тебе сохранити... Напиши его в книге жизни Твоея,... да прославится имя Твое святое в нем. Да будут очи Твои взирающе на него милостию выну, и уши Твои еже услышати глас моления его. Возвесели его в делах рук его, и во всяком роде его...»

Молитвы запрещения злых духов

Бог сотворил видимый и невидимый мир. Невидимый мир - мир ангелов. Часть ангелов не устояли в добре, вместе со своим предводителем диаволом они стали духами зла. Диавол склонил Адама и Еву нарушить заповедь Божию. Преподобный Макарий Великий говорит, что с того момента в человека «вошло зло, и диавол получил свободный доступ всегда разговаривать с душой, как разговаривает человек с человеком, и влагать в его сердце все вредное». При этом он столь коварно действует, что все злое представляется человеку рождающимся само собой в душе» (Слово 2, гл.2,3).

Действуя на человека, находящегося в преддверии Крещения, падшие ангелы омрачают ум греховными помыслами и переживаниями, усилением страстных привычек, ожесточением сердца, надменностью, тщеславными мыслями, отвержением Покаяния и многим иным.63 В период оглашения все эти смущения, прилоги и помыслы направляются падшими ангелами на то, чтобы воспрепятствовать действию Евангельской благодати на хотящего креститься и похитить слово Божие из его сердца (ср. Мф. 13, 19). Священник со властию повелевает диаволу именем Господа Иисуса Христа отступить от создания Божия - человека, не имеющего, по словам святого Кирилла Иерусалимского, возможностей и сил «бороться с сопротивными силами до Крещения».64

Священник знает это и повелительно обращается к диаволу: «Запрещает тебе, диаволе, Господь, пришедый в мир и вселивыйся в человецех, да разрушит твое мучительство и человеки измет, Иже на древе сопротивныя силы победи... Убойся, изыди и отступи от создания сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем..., отыди в свой тартар даже до уготованного великаго дне суднаго... Отступи от запечатанного новоизбранного воина Христа Бога нашего, со всею силы и аггелы твоими» (1-я молитва).

«Бог святый, страшный и славный, ... нами недостойными Его рабы, повелевает тебе и всей споспешней твоей силе отступити от новозапечатаннаго... Запрещаю тебе спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа и честным Его Телом и Кровию, и пришествием Его страшным» (2-я молитва).

«Господи Саваоф, Боже Израилев, исцеляй всякий недуг... Призри на раба Твоего, ... отжени от него вся действа диаволя: запрети нечистым духом, сокруши сатану под нозе его скоре, и даждь ему победы на него и нечистыя его духи: яко да, от Тебе милость получив, сподобится бессмертных и Небесных Твоих Таин» (3-я молитва).

После совершения молитв запрещения читается еще одна молитва об оглашенном, в которой содержится прошение о принятии его в Пренебесное Божие Царство. Эта четвертая молитва начинается торжественным произнесением имени Божия, как в анафоре и других важнейших молитвах церковных. «Сый Владыко Господи, сотворивый человека по образу Твоему и по подобию и давый ему власть жизни вечныя, таже (затем) отпадша грехом не презревый, но устроивый вочеловечением Христа Твоего спасение мира: Сам и создание Твое сие, избавь от работы вражия, прими в Царство Твое пренебесное... Изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его... И сотвори его овча словесное Святаго стада Христа Твоего, уд честен Церкви Твоея, сына и наследника Царствия Твоего...» (4-я молитва).

Крещаемый вновь поставляется перед выбором между жизнью с Богом, освобождающей от рабства диаволу, и греховным навыком. Выбор свидетельствует отречением от сатаны и сочетанием Христу.

Отречение от сатаны

Требник повелевает священнику обратить крещаемого на запад (по церковным воззрениям стороне духовной тьмы), «горе руце имуща, сов-лечену и отрешену одежд».