Sacraments and Rites of the Orthodox Church

Даже этим внешним видом оглашаемый убеждается в своей духовной нищете, в причастности к пленникам, которые «ходят раздетыми и разутыми», ведь и он - пленник греха.

Взрослый крещаемый, взирая на запад, троекратно отрекается от духа зла, воздевая руки «горе» - вверх. По замечанию святого Симеона Солунского, это совершается «в знамение того, что крещаемый не имеет у себя никаких дел лукавого и начинает подражать Распятому за нас».65 Это действие выражает желание крещаемого принадлежать Христу, войти в плен Его, который, по словам святителя Иоанна Златоуста,66 «превращает рабство в свободу, ... возвращает с чужбины на родину». Таким образом, разрывая связь с духом зла и всякой нечистоты, уверовавший во Христа человек окончательно и твердо свидетельствует желание соединиться с Церковью.

Действия, связанные с отрицанием (дуновение, плюновение), знаменуют, что оглашаемый готов порвать связи с прежней греховной жизнью, сотканной из гордыни и самоутверждения, гордыни, которая первого Адама лишила Эдема (Быт. 3, 23) и погрузила его во тьму, в смерть и ад. Слово отрицания полагает начало духовному поединку, именование которому «невидимая брань», поле же которого - вся жизнь христианина.

Теперь он встает под защиту Христа, берет «щит веры..., чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6, 16).

Сочетание Христу

За отречением следует исповедание личной верности оглашаемого Христу -«сочетание». Для этого священник обращает оглашаемого от запада к востоку, «доле руце имуща», что означает отвращение от зла и диавола и обращение ко Господу. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Как скоро отрицаешься от сатаны, совершенно расторгая всякий с ним договор и древние заветы с адом, отверзается тебе рай Божий, который «насадил Бог на востоцех» (Быт. 2, 8) и из которого за преступление был изгнан праотец наш. А в знаменование сего обращают тебя от запада к востоку, к стране света».67

Жизнь в Церкви следует начинать послушанием и согласием Христу. Потому оглашаемый опускает руки, «чтобы, - как свидетельствуется в Новой скрижали, -всячески показать тем покорность свою пред Богом».68 Это видно из троекратных ответов оглашаемого: «Сочетаваюсь. Сочетахся. Верую Ему, яко Царю и Богу», и из чтения Символа веры.

Символ - от греческого (то бицРоЛоѵ) соединяю, держу вместе - тесно соприкасается с верой человека. Вера есть «обличение вещей невидимых» (Евр. 11, 1). Она дает знание о другой, неземной реальности, но в которую можно войти, которой можно приобщиться. Поэтому вера требует символа, который бы ввел человека в эту духовную реальность и дал все необходимое для ее явления. В этом смысле последование очень символично. Оно не гасит жажды знания о Боге, а умножает ее.

Оглашаемый «пред многими свидетелями» (1 Тим. 6, 12) дает Богу обещание быть в единстве с Церковью, чтобы со всеми верными поклониться Святой и Живоначальной Троице. Об этом говорит земной или поясной поклон, который делает оглашаемый после слов: «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

Воздавая благодарение Богу за совершенное приготовление оглашаемого ко Святому Крещению, священник возглашает: «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися и в познание Истины приити...»

Завершительная молитва чина оглашения

Чин оглашения заканчивается введением хотящего принять Святое Крещение внутрь храма Божия, только пред вратами которого он мог находиться. И здесь иерей совершает молитву об оглашаемом, чтобы Господь «призвал раба» сего и сподобил получить свыше рождение «от воды и Духа».