Sacraments and Rites of the Orthodox Church

Пострижение волос

В Древней Церкви одним из видов испрашивания благословения Божия на новокрещенного было пострижение волос. Этим обычаем новокрещенный выражал свою готовность принести себя в жертву Богу, предавая себя на служение Ему.

В Русской Церкви памятники XV века отображают практику пострижения волос сразу же после облачения. Как и в веке предыдущем, по облачении следовало пострижение волос, а потом читались молитвы те же, что и теперь. В этом же веке (XV) появляется указание относительно хранения волос: «И приим (священник) воску теплаго и влепляет власов отрезанных и тако сохранит их в стену церковную, аще будет каменная церковь, и аще ли ни, то за алтарем вкопают в землю».

После пострижения следовали возложение куколя, сугубая ектения и отпуст.

Воцерковление

Послекрещальный обряд воцерковления фактически есть заключительная часть крещения младенца, в отличие от крещального богослужения для взрослых. Ребенок не может шествовать в церковь для участия в Евхаристии, как это делали взрослые новокрещенные. Поэтому ребенка берут и несут в церковь.

По Требнику священник принимает ребенка из рук принесших, начертывает им крест пред вратами храма, говоря: «Воцерковляется раб Божий, имя рек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

В первые века бытия христианской Церкви воцерковление совершалось торжественным образом. По свидетельству святого мученика Иустина Философа, христианского апологета II века, крещенный человек вводился в собрание верующих, где совершалось «усердное моление как о верных, так и о просвещенном, и о всех других повсюду находящихся, дабы удостоиться всем, познав истину, и по делам быть добрыми

гражданами и исполнителями заповедей...»99

В XVI веке в Русской Церкви чин воцерковления кончался сугубой ектенией и отпустом.

8.Приготовление святого Мира

С апостольских времен для совершения Миропомазания употребляется особое благовонное вещество, известное под названием «мира». Его приготовление и освящение совершалось еще в Ветхом Завете. В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещенных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ»,100 которое освящалось особым

священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле),101 а право приготовлять и

102

освящать миро усвоялось только епископам.102

Миро в Православной Церкви приготовляется из чистого елея (с добавлением белого виноградного вина) и из многих благовонных веществ. Перечень их и количество не были строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. В 1671 и 1681 годах для приготовления мира отпускались вещества 53-х наименований, в 1691 году - 55-ти, а в реестре чина Миропомазания 1894 года их число сократилось до 50-ти. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ.

Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице поста в малом Донском соборе в честь Донской иконы Божией Матери в Москве.

В Великий Понедельник Святейший Патриарх (или по Его благословению -митрополит) в Сослужении клириков полагает начало мироварению.