Sacraments and Rites of the Orthodox Church
Дар Духа Святого возвращает человеку утерянные еще в раю духовные дарования, призывает проникнуться ответственностью о мире и заботливым отношением к людям, пробуждает желание, чтобы в них были те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5).
Полученный дар тогда станет созидательной силой новой жизни во Христе, когда она сочетается с послушанием воле Божией. И если Христос есть Помазанник, то и крещаемый получает помазание. Христос Сын, и крещаемый принимается как сын, которому Духом Святым дается участие в Жизни Небесной. О новом духовном самосознании человека, пробуждаемом в этот момент Таинства Духом Святым, молится священник: «...Сам Владыко Всецарю благоутробне, даруй тому (новокрещенному) и печать дара Святаго и Всесильнаго, и Покланяемаго Твоего Духа...»
Печать - это отпечаток на человеке Того, Кто им владеет, Кто сохраняет и защищает его целостность. Печать одновременно и знак высокого достоинства человека, ибо во Христе он становится храмом Святого Духа.
«Даруй ему, - молится иерей Богу, - Божественное освящение в животворящем помазании... и сохрани его в Твоем освящении, утверди в православной вере, избави от лукавого» и всех действий его так, чтобы он «во всяком деле и слове благоугождал Тебе и стал сыном и наследником Небесного Царствия». И помазует новокрещенного со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».
Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, так говорит об этом помазании: «Вы помазаны на челе, чтобы «открытым лицом» взирать на славу Господню и преображаться «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3, 18). Помазанием на ушесах вы получаете ухо для слышания Божественных Таин, о котором сказал пророк Исаия: «Он пробуждает ухо мое, чтобы я слышал...» (Ис. 50, 4). Помазание ноздрей вводит человека в единство с Божественным благоуханием мира, чтобы он мог со всеми верными сказать: «Мы - «Христово благоухание Богу в спасаемых» (2 Кор. 2, 15). И, наконец, помазание груди облекает участника Таинства «в броню праведности...», чтобы он «молился во всякое время Духом и старался о сем... со всяким постоянством» (Еф. 6, 14, 18).
Таким образом, подобно печати Таинство Святого Миропомазания утверждает новокрещенного как помазанника Божия и делает его «познаваемым от святых сил и архангел, и от всея Небесныя силы, и страшным противу всех лукавых и нечистых демонов» (молитва на освящение Мира).
Хождение вокруг купели и слушание чтения Священного Писания
Крестившиеся во Христа, во Христа облеклись - утверждает Церковь, обводя миропомазанного вокруг святой купели. Круг знаменует полноту, совершенство,
вечность. Став подобным Христу - помазанником Святого Духа - христианин вступает в круг, знаменуя этим вечность своего союза со Христом.
Троекратное шествие вокруг купели заканчивается для нового члена Церкви слушанием чтения Священного Писания.
«Господь - Просвещение мое и Спаситель мой - кого убоюся? - вопрошает Церковь от лица крестившегося. -...Кого устрашуся?» И чтением Апостола (Рим. 6, 3-11) утверждает, что теснейшее единение со Христом достигается уподоблением Ему смертью для грехов в погружении в воду и совосстанием Ему в воскресении - жизнью для исполнения Его святой воли. Через помышление «быть живым Богу» отступает от человека всякий страх и утверждается желание быть верным Богу до конца.
В Евангелии (Мф. 28, 16-20) напоминается новому ученику Христову повеление Учителя и Господа: «Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, учаще их блюстився, елика заповедах вам. И се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века. Аминь».
Молитвы на измовение святого Мира