Sacraments and Rites of the Orthodox Church

17, 27-28). Ощутить Его (ст. 27) присутствие и позволяет человеку Церковь в Таинстве Покаяния.

При совершении чинопоследования Таинства священнику открывается, что согрешившему нужен Спаситель, но «не в отвлеченном только признании Его или отрешенном от действительной жизни человека мышлении о Нем, но нужен Бог Откровения, Бог в приближении, союзе и единении с человеком».139

Для этого пастырь совершает молитвенный труд пред Богом, да откроются ему, ради веры кающегося, те крупицы благодатного опыта церковного, которые обратили бы внутренний взор исповедующегося от его грехов к Богу, сообщили ему радость единения с Ним и дали утешение от общения с братьями во Христе.

И в душе священника умножится сила Христова от того, что он действительно очищает от грехов, возрождает и спасает ею кающихся христиан. В опыте жизни Церкви, выраженном в Священном Писании и Предании, в истории Церкви, богослужении и Таинствах, в значении православных икон и храмов, в творениях святых отцов и житиях святых, открываются священнику основы благодатного врачевания душ человеческих, да ведет он свою паству в Царство Божие.

В Покаянии по милости и любви Христа Спасителя к людям открываются пастырю «помышления многих сердец» (Лк. 2, 35), чтобы он принял деятельное участие в прощении грехов кающихся, уврачевал их немощи, наставил их на путь спасения и помолился о них, да будет «радость» о них не только на Небе (Лк.15, 10), но и на земле. Да видя их добрые дела - плоды покаяния, люди прославят Отца, Который на Небесах (Мф. 5, 16).

Священник из опыта знает, что никогда человек не бывает так прекрасен, как в момент духовного обновления и нравственного возрождения. В Таинстве всем участникам приоткрываются «тайны Царства» Божия.140 В результате душа исповедующегося обновляется, открываясь для святых мыслей, желаний, намерений и решений. А священнику надлежит оказать кающемуся помощь: научить его бороться с грехом, подкрепить молитвой и советом и примерами из жизни подвижников возбудить ревность к совершению добрых дел.

Для успешной помощи в деле наставления согрешившим священник испрашивает себе у Бога дар духовного рассуждения и благодатного врачевания душ. Святой Григорий Богослов говорит, что пастырю, «не знающему ни того, что должно говорить, ни того, что должно делать, лучше (прежде) учиться, чем, не зная, учить».141

Основы духовного рассуждения созидаются в душе пастыря через постоянное чтение Священного Писания. Новый Завет богомудрые отцы Церкви советуют положить во главу угла пастырской жизни и читать ежедневно. Поучаться в Законе Господнем священник должен для просветления собственной души, духовного возрастания во Христе, а также для общего духовного развития кающихся.

Руководством для наставлений священнику должны служить творения святых отцов, а равно и наставления подвижников. Ключом к разумению духовной жизни могут послужить книги «Путь ко спасению» и «Начертание христианского нравоучения» Преосвященного епископа Феофана (Говорова). Полезно читать Пролог,142 выбирая из него статьи, соответствующие нуждам приходящих к покаянию и научающие, как бороться со страстьми. Пролог иносказательно излагает правила благочестия, которые часто запоминаются на всю жизнь. Их важно знать, прибегая чаще к поучениям из Пролога. Даже если духовник по своим немощам ограничится только скромным числом наставлений из Пролога, то и это поможет ему стяжать некий духовный, опыт, насущно необходимый для наставлений приходящих в борьбе с грехом.

Имеется еще ряд книг, содержащих в себе правила для духовных врачеваний. Прежде всего это «Добротолюбие» (особенно первые два тома), которые содержат творения великих подвижников: Антония, Пахомия, Исаии и других. Наиболее разработанной темой у упомянутых святых отцов являются учение о восьми главных страстях человеческого сердца и о борьбе с ними. Весьма полезны также книги «Душеполезные поучения» аввы Дорофея (считаются азбукой христианской жизни) и "Руководство к духовной жизни" преподобных Иоанна и Варсонофия. Особенно замечательны их «Ответы» на вопросы иноков о предметах благочестия. Изучение «Лествицы» преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, в которой есть и «Слово к пастырю», следует сочетать с пастырскими трудами. Ее иметь в виду необходимо при наставлениях и побуждениях верующих к упражнениям в христианских добродетелях.

Из сочинений отечественных богословов в качестве руководства при. совершении исповеди можно рекомендовать «Наставление священнику при совершении тайны исповеди» архиепископа Костромского Платона (Фивейского, 1877) и «Вопросы кающимся» митрополита Ионы, Экзарха Грузии (Васильевского, 1849).

Для приобретения опыта в руководстве паствой нужно постоянно духовно совершенствоваться. Для этого ему необходимо иметь общение с опытным духовником. В его постоянной молитве пастырь будет черпать духовные силы и для подвига борьбы с грехом. Простой совет, и тот требует от нас опыта и знания жизни. Духовничество же никогда нельзя свести к одним наставлениям и советам. В Таинстве Покаяния врачуется и духовно обновляется весь человек. Чтобы помочь ему в этом, его нужно принять и полюбить таким, каков он есть, со светлыми сторонами жизни и недостатками. Что может побудить человека вверить себя духовнику и чрез него всецело отдать себя Богу, как не любовь к нему священника и его молитвенное дерзновение за грешника пред Богом? Открытый в эти минуты духовному взору священника кающийся вызывает к себе внимание пастыря, сочувствие и любовь более, чем в условиях обычной жизни.

Священник молитвой к Богу возгревает в себе «дар Божий» (2 Тим. 1, 6), чтобы, подобно врачу, с великой ответственностью и осторожностью удалить «метастазы» страстей в душе согрешившего человека, исцелить его, не погубив небрежностью. С этой целью духовник в каждодневных трудах накапливает опыт духовный, запасается духовной мудростью, дающей ему руководящие начала для пастырского служения. Изучая опыт покаянного делания, пастырь увеличит и свою духовную опытность и научится

143