Толкование на деяния святых апостолов

Что бы было видение. Плащаница означает землю, а находящиеся на ней звери - язычников. Изречение же: заколи и яждь, означает то, что и они должны придти (ко Христу); а то, что это повторяется трижды, означает крещение. Итак истинный смысл видения указывает ему на учение о Троице, равно как и вера в Троицу представляет истинное богопочитание. И се мужие посланнии от Корнилиа. Благовременно приходят эти мужи, чтобы разрешить недоумение. Ибо и Иосифу Христос допустил сначала устрашиться, а потом послал ангела. Потому что душа легко принимает разрешение от испытанного прежде недоумения. И притом ему недолго пришлось оставаться в недоумении, и не прежде (оно возбудилось), но в то самое время, когда об нем спрашивали, тут ли он пристранствует. Петру же размышляющу о видении, рече ему Дух: се мужие ищут тебе. Опять и это служит апологиею Петра пред учениками, чтобы они увидели, что он размышлял и получил наставление не размышлять. Потому что послушай: иди с ними ничтоже разсуждая, зане Аз послах их. Велика власть у Духа; потому что, что делает Бог (Отец), то же делает и Дух Святый. Ангел сказал: молитвы твоя и милостыни твоя, чтобы показать, что он оттуда послан; а Дух (делает) не так, но (говорит): зане Аз послах их. Итак нужно повиноваться Духу.

21. Сошед же Петр к мужем, посланным к нему от Корнилиа, рече: се аз есмь, егоже ищете: кая есть вина, еяже ради приидосте? 22. Они же рекоша: Корнилий сотник, муж приведен и бояйся Бога, свидетельствован от всего языка иудейска, увещен есть от ангела свята призвати тя в дом свой, и слышати глаголы от тебе. 23. Призвав же их учреди. Наутрие же Петр востав иде с ними, и нецыи от братий, иже от Иоппии идоша с ним. 24. И наутрие внидоша в Кесарию.

Се аз есмь. Сначала он признался, что это он есть тот, кого они ищут, и потом уже спрашивает о причине (их прихода), чтобы или тотчас быть готову и идти с ними, или, если это не нужно, устроить их в доме. А посланные говорят похвалы (Корнилию), чтобы убедить (Петра), что тому являлся ангел. Начальство над народом бывает в руках человека благочестивого, по своим заслугам, оказавшегося достойным этого. Правда, бывает и это и все-таки (имеющие власть) скандализуются; но если бы не было этого, то чего бы тогда и не было? Призвати тя в дом свой. Не из (чувства) пренебрежения, говорят, он послал, но потому, что ему так повелено. Итак, не оставь в пренебрежении. Хорошо, что (Петр) сначала дружелюбно обходится с этими мужами, так как они утомились, и таким образом располагает их к себе. А что с ним пошли некоторые из Иоппии, это случилось домостроительно, чтобы потом они были свидетелями, когда Петру нужно было оправдываться.

Корнилий же бе чая их, созвав сродники своя и любезныя други. 25. Якоже бе внити Петру, срете его Корнилий, и пад на ногу его поклонися. 26. Петр же воздвиже его глаголя: востани: и аз сам человек есмь. 27. И с ним беседуя, вниде, и обрете собравшыяся многи.

Славный это был человек и в славном городе имел жилище. Созвав сродники. Это (свойство) совершенно благочестивого друга, что он, будучи окружен столькими благами, всех делает общниками и любезными друзьями. Любезными друзьями (они названы), потому что он мог надеяться на них, когда ему предстояли труды (и заботы) о стольких (подчиненных). И друзья и сродники, мне кажется, питались его пищею. Посмотри, как он был уверен, что Петр непременно придет. (Это) потому, что ангел явился ему не во сне, но в то время, как он находился в состоянии бодрствования и днем. Петр же воздвиже его глаголя: востани: и аз сам человек есмь. Этим он научает и прочих, и приносит благодарение Богу, показывая свое смирение. Посмотри, прежде всего другого он научает тому, чтобы они ничуть не думали о себе много.

28. Рече же к ним: вы весте, яко не лепо есть мужу иудеанину прилеплятися или приходити ко иноплеменнику: и мне Бог показа ни единаго скверна или нечиста глаголати человека. 29. Темже и без сумнения приидох призван. Вопрошаю вы убо: коея ради вины посласте по мене? 30. И Корнилий рече: от четвертаго дне даже до сего часа, бех постяся, и в девятый час моляся в дому моем: и се муж ста предо мною во одежде светле, 31. И рече: Корнилие, услышана бысть молитва твоя, и милостыни твоя помянушася пред Богом. 32. Посли убо во Иоппию и призови Симона, иже нарицается Петр: сей пристранствует в дому Симона усмаря близ моря, иже пришед возглаголет тебе. 33. Абие убо послах к тебе: ты же добре сотворил еси пришед: ныне убо вси мы пред Богом предстоим слышати вся повеленная тебе от Бога.

Вы весте, яко не лепо есть. Тотчас рассуждает об человеколюбии Божием и показывает, что Бог даровал им великие (дары), а вместе и говорит о великом и говорит со смирением. Потому что он не сказал: "люди! мы пришли к вам, хотя мы считаем недостойным прикасаться к кому-либо", но что? "Вы знаете, что Бог изрек такое повеление, чтобы считалось беззаконием припеплятися или приходити ко иноплеменнику: и мне Бог показа ни единаго скверна или нечиста глаголати человека". Замечательно, что сам Бог повелел народу христианскому ни единаго скверна или нечиста глаголати человека, но жить с ними, потому что и они, быть может, будут с особенною силою веровать во Христа. Вопрошаю убо вы: коея ради вины посласте по мене? Петр обо всем слышал уже и от воинов, но он желает, чтобы они исповедались и делались правыми в вере. В час девятый, говорит, моляся. Что это значит? Мне кажется, что у него при аккуратнейшем порядке в жизни время было распределено и притом в известные дни; поэтому он и сказал: от четвертого дне. Посмотри, как (сильна) молитва. Когда он преуспевал в деле благочестия, тогда явился ему и ангел, это один день; когда отправились посланные Корнилием, (это тоже) один; когда они шли, - один, а четвертый оказывается, с третьего часа, когда он молился. И се муж ста предо мною. Не говорит: "ангел", но "муж". Так он далек от гордости. Видите вытекающую отсюда мысль: видите, как он достоин был всего этого. Ныне убо вси мы пред Богом предстоим. Не сказал: пред человеком, но: пред Богом; итак надобно со вниманием слушать рабов Божиих.

34. Отверз же Петр уста, рече: поистинне разумеваю, яко не на лица зрит Бог: 35. Но во всяком языце бояйся его и делаяй правду, приятен ему семь. 36. Слово еже посла сыном Исраилевым, благовествуя мир Иисус Христом, сей есть всем Господь. 37. Вы весте глагол бывший по всей Иудеи, наченшийся от Галилеи, по крещении, еже проповеда Иоанн: 38. Иисуса, иже от Назарета, яко помаза его Бог Духом Святым и силою, иже пройде благовествуя и исцеляя вся насилованныя от диавола, яко Бог бяше с ним. 39. И мы есмы свидетеле всех, яже сотвори во стране иудейстей и во Иерусалиме: егоже и убиша повешше на древе. 40. Сего Бог воскреси в третий день, и даде ему явленну быти: 41. Не всем людем, но нам свидетелем преднареченным от Бога, иже с ним ядохом и пихом, по воскресении его от мертвых. 42. И повеле нам проповедати людем и засвидетельствовати, яко той есть нареченный от Бога судия живым и мертвым. 43. О сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем его всякому верующему в онь.

Поистинне разумеваю... то есть, что (Бог) смотрит не на качество лица, но на различие дел. Тем, что он говорит, он ясно показывает, что Бог, которого боялся Корнилий, о котором он получил наставление из закона и пророков, ради которого он и милостыни творил, что этот Бог есть воистину Бог. Недоставало ему познания о Сыне. Смотри, как он не дает воли (превозноситься своей) мысли. Во всяком, говорит, языце, чтобы ты не подумал, что язычники принадлежат к разряду отверженных. Делаяй правду. (Выражение): правду (употреблено) вместо: всякую добродетель. Не сказал: во всяком языце делаяй правду спасается, но: приятен есть, то есть, достоин того, чтобы быть принятым. Слово, еже посла сыном исраилевым. Дает сынам израилевым предпочтение. Это говорит и ради присутствующих, чтобы убедить их. Яко помаза Его Бог Духом Святым, разумеется - по человечеству. Так как Он уничижил (ekenwse) самого Себя и приискренне приобщился нашей плоти и крови (Евр. 2, 14), то об Нем говорится, что Он как человек принимает то, что Он имеет по естеству как Бог. Потому что Он принимает не самому Себе, но нам, как в начале (это делал) для самого Себя, или лучше, так как Он есть Бог Слово, то это у Него было свое. Выражение же: исцеляя вся насилованныя от диавола, указывает на многие, зависевшие от диавола, увечья и происшедшие от него повреждения в телах. Егоже и убиша, повешше на древе. Опять говорит об уничижении. Показавши, что Он Богом послан, (апостол Петр) говорит, что Он и убит. Чтобы ты не счел чего-либо неприличным, для этого заметь, что они никогда не скрывают учения о кресте, но вместе с прочим предлагают и образ (смерти). Егоже и убиша, говорит, повешше на древе. Но свидетелем преднареченным. Хотя сам (Иисус Христос) их избрал, но выражение: преднареченным и это присвояет Богу (Отцу). Иже с Ним ядохом и пихом. Посмотри, чем подтверждает (истину) воскресения. Почему (Иисус Христос) воскресши не сотворил никакого чуда, но ел и пил? Потому, что самое воскресение было великим чудом. Притом нет (и не могло быть в этом случае чуда большего) как то, что Он ел и пил. И засвидетельствовати. Засвидетельствовать, говорит, ясно, чтобы не впали в неведение. О сем вси пророцы свидетельствуют. Какие пророки только говорили, говорит, об отпущении грехов, все они говорили, что они отпускаются в этом Иисусе. Так и Исаия от Его лица говорит: Аз есмь заглаждаяй грехи твоя и беззакония твоя (Ис. 43, 25). Но он не сказал, что Он есть Сын Божий, но, что больше их устрашало, приличное времени приготовление заимствуется из пророков, потому что они пользовались великою славою. Но поколебавши их страхом, он делает им снисхождение, впрочем изреченное не им, а пророками. Итак страшное (он говорит) от себя, а проникнутое кротостию от (лица) пророков.

44. Еще же глаголющу Петру глаголы сия, нападе Дух Святый на вся слышащыя слово. 45. И ужасошася, иже от обрезания вернии, елицы приидоша с Петром, яко и на языки дар Святаго Духа излияся: 46. Слышаху бо их глаголющих языки, и величающих Бога. Тогда отвеща Петр: 47. Еда воду возбранити может кто, еже не креститися сим, иже Дух Святый прияша якоже и мы? 48. Повеле же им креститися во имя Господа Иисуса. Тогда молиша его пребыти у них дни некия. 

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

1. Слышаша же апостоли и братия сущии во Иудеи, яко и языцы прияша слово Божие.

Заметь Божие домостроительство. (Бог) не допустил, чтобы речь (Петра) была доведена до конца и чтобы крещение было совершено по распоряжению Петра; но как только Он увидел, что мысль их исполнена изумления, и было положено начало научению, и они вполне уверовали, что крещение есть отпущение грехов, то и сошел Дух. Притом они начали говорить и (разными) языками, чти изумило собравшихся. Между тем Бог заблаговременно устроял в этом великую апологию Петру. Еда воду возбранити может кто, еже не креститися сим? И какая нужда была в воде, когда Дух Святый нисшел на них? Итак я покажу ее и объясню себе это сокровенное таинство. В этом вполне выражаются божественные символы: гроб и умирание, воскресение и жизнь. Как нам легко погружаться и выныривать, так Богу удобно погребать ветхого человека и показывать нового. А трижды это бывает для того, чтобы ты научился, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное не есть (одна лишь простая) догадка, послушай Павла, который говорит: спогребохомся Ему крещением в смерть (Римл. 6, 4). И опять: Ветхий наш человек с Ним распятся (Римл. 6, 6). И опять: сообразни быхом подобию смерти Его (Римл. 6, 5).

2. И егда взыде Петре во Иерусалим, препирахуся с ним, иже от обрезания. 3. Глаголюще, яко к мужем обрезания не имушым вшел еси, и ял еси с ними. 4. Начен же Петр, сказоваше им поряду, глаголя: 5. Аз бех во граде Иоппийстем моляся, и видех во ужасе видение, сходящ сосуд некий яко плащаницу велию, от четырех краев низпущаему с небесе, и прииде даже до мене: 6. В нюже воззрев смотрях, и видех четвероногая земная и звери и гады и птицы небесныя. 7. Слышах же глас глаголющ мне: востав Петре, заколи и яждь. 8. Рех же: никакоже Господи: яко всяко скверно и нечисто николиже вниде во уста моя. 9. Отвеща же ми глас вторицею с небесе глаголющ: яже Бог очистил есть, ты не скверни. 10. Сие же бысть трижды: и паки взяшася вся на небо.