«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Божественная, вечная любовь исходит от Бога и даруется через молитву, значит, самые великие молитвенники имеют больше всего любви; значит, святые пронизаны любовью и молитвой. Да, любовь рождается от молитвы, но и молитва питается и растет посредством любви вместе с прочими совершенствами. Этот подвиг любви, которому нет конца, это дело веры держат нас "в терпении упования на Господа нашего Иисуса Христа", и не только держат, но и руководят, и укрепляют, и дают радость во всех трудах, неудачах, мучениях. Наше терпеливое упование на Господа Иисуса Христа излечивает от каждой немощи и истощения в подвигах, от всякой усталости и унижения.

Если обессилет вера, то ей на помощь придет надежда. Если пошатнется любовь, ее укрепит упование. Вера, надежда и любовь образуют совершенство в духовной деятельной жизни! Только единство этих добродетелей приводит нас к каждому божественному совершенству, избавляет от духовной смерти, от бездействия и муки.

Дело веры, подвиг любви, терпение и надежда – вот главные зодчие наших душ, нашего спасения, бессмертия, богочеловечности. Трудись посредством веры, подвизайся посредством любви, терпи посредством упования – и ты воскресишь себя из всех своих "гробов", и никакая смерть абсолютно не принесет тебе вреда. Для этого необходимо тебе делать с верой, подвизаться с любовью, терпеть с надеждой, и хотя часто этот подвиг неприметен людям, но он всегда видим Богом, всегда явен Богу и Отцу нашему.

1:4. Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия.

Эти непрерывные труды – ваш христианский удел, потому что вы как христиане призваны к ним как к великому достоинству. Это составляет ваше призвание, ниспосланное Богом. Господь, неутомимый и непрестанно делающий, избрал вас в Своих сотрудников на земной ниве"; Он на этой ниве – основной делатель, а вы призваны стать Его помощниками.

Кто дает солнцу столько света и тепла, если не Он, Вседетель? Кто заставляет пшеничное зернышко расти, плодоносить, если не Он, Вседетель? Кто приводит к росту и размножению зверей, цветы, деревья, если не Он, Вседетель? Кто изводит из воды рыб и других бесчисленных животных, если не Он, Вседетель? Кто вызвал из небытия воздух, свет, звезды, если не Он, Вседетель? Кто дает всему живому силы существовать, размножаться и продолжать свой род на протяжении всех веков, если не Он, Вседетель?

Стань помощником такого Всесильного, Премудрого Вседетеля! Есть ли б!ольшая радость, чем это сотрудничество? Борьба, любая борьба не дается с легкостью, но труд веры, труд любви и труд надежды становится отрадным, когда в нем – человеколюбивый Вседетель, совершающий в нас и посредством нас эти чудные дела.

1:5. Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.

Евангелие Христа как книга не смогло бы осуществить спасения мира, и даже не дерзнуло бы быть названным благовестием. Оно становится благовестием только благодаря Богочеловеку Христу, Спасителю мира, поскольку только Спаситель спасает Своей Богочеловеческой личностью и Божественной силой. Оно является Евангелием, только когда содержит в себе богочеловеческую и спасительную силу. Но ни одно человеческое слово не может выразить Богочеловека Господа с Его бесконечными божественными совершенствами, поэтому всю истину о Нем выразил первым святой евангелист Иоанн Богослов, сказав, что Он не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, чт!о в человеке (Ин. 2, 25).

Что такое Евангелие Христово? Это Сам Богочеловек Христос с Его подвигом спасения, изложенным в словах Евангелия. И слова эти спасают лишь тогда, когда полностью проникнуты богочеловеческой силой Христовой, которая и совершает спасение верующих в Него. Когда же эти слова лишены богочеловеческой силы Христа, то они не спасают, не приводят ко спасению. Поэтому Евангелие основано не на убедительных словах человеческой мудрости, а на явлении силы Божией (см.: 1 Кор. 2:4). И не только это. Для спасения человеческого духа от всего греховного, смертного, диавольского необходимо, чтобы Святый Дух соединился с человеком, поскольку только Всесвятый Дух Своей святостью освящает человека, изглаживая из него все плохое, нечистое, греховное, оскверненное и очищая всю его душу, все сердце, всю совесть, все тело и все чувства.

Нет ничего печальней для Святаго Духа, чем грех, когда он господствует в человеке, поскольку человек создан духовидным, чтобы стать жилищем Святаго Духа. И человек становится таким жилищем только через веру в Господа Иисуса Христа, ради которой дается Святый Дух вместе со всеми всесвятыми силами, которые спасают от каждого греха, от всего греховного.

Своим Евангелием дивный наш Господь желает лишь одного – даровать нам через веру божественные силы Святаго Духа, которые соделывают нас новыми людьми, подобными Господу Иисусу Христу и Святому Духу, Его чистотой, святостью и праведностью. [Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48).]

Как через грех мы стали чужими Богу, так спасением становимся близкими Ему. Как нам из–за греховности нашей все Божие стало чуждым, так и через вочеловечение Господа Иисуса Христа все Божие стало нашим: и вечная истина, и вечная правда, и вечная любовь, вечная жизнь и блаженство!

Поэтому и Евангелие, которое во всем является богочеловеческим, становится нашим – посредством Его человеколюбия и нашей любви ко Христу. Итак, христоносный апостол Павел благовествует фессалоникийцам, что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе (1 Фес.1:5).