Lopukhin's explanatory Bible. OLD TESTAMENT.GENESIS
15. Еще не перестал он говорить (в уме своем), и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее;
16. девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.
17. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.
18. Ревекка встречает этого раба.
18. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.
19. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются (все).
20. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть (воды), и начерпала для всех верблюдов его
Весь этот эпизод встречи Елиезера с Ревеккой бытописатель изображает очень живо и совершенно в тех же самых чертах, какие заранее пророчески были предусмотрены и открыты ему Богом.
21. Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет.
“Человек тот смотрел на нее с изумлением…”Это изумление было вполне естественным и понятным психологическим состоянием Елиезера, который был положительно поражен таким удивительным совпадением факта с его молитвою о нем.
“желая уразуметь, благословил ли Господь путь его…”“Он вникал в происходившее, дабы лучше увериться в том, что точно Промысел ответствует на его прошение” (Филарет).
22. Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота;
“взял золотую серьгу…”По-еврейски nezem, что означает золотое кольцо, которое продевалось или в уши в качестве серьги (35:4[772]), или в нос (Ис. 3:20;[773] Притч. 11:22;[774] Ос. 2:13[775]). Из последующего видно, что это было скорее всего носовое кольцо (47 ст.).
“весом полсикля…” Денежные знаки, независимо от своей стоимости, имели еще значение и единиц веса.
23. Обнаруживает свою высокое происхождение.
23. (и спросил ее) и сказал: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?
“чья ты дочь?…”Своим вопросом Елиезер хотел, очевидно, окончательно удостовериться, действительно ли эта девица и есть избранница его господина.
24. Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору.
25. Приглашает его в дом своих родителей.
25. И еще сказала ему: у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега.
26. Слуга благословляет Бога.