Lopukhin's explanatory Bible. OLD TESTAMENT.GENESIS

64. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда.

65. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.

При встрече с Исааком Ревекка спустилась с верблюда и покрылась покрывалом; первое, вероятно, – ее почтение к будущему мужу, а второе символизировало его право обладания ею (1 Κοр. 11:10[780])

66. Раб же сказал Исааку все, что сделал.

67. И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по (Сарре,) матери своей

“И ввел ее Исаак в шатер… и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее…” Вот краткая, но вместе сильная характеристика семейных отношений патриархального периода.

Глава 25.

1. Дети Авраама от Хеттуры.

1. И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру.

“И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру…”Этот новый брак, по-видимому, состоялся уже после смерти Сарры; хотя, впрочем, он мог быть заключен и при ее жизни, так как Хеттура и ее потомство, так же, как и Агарь с ее потомством, не имели всей полноты прав законного супружества, с каковою единственно оставались супружество с Саррой и потомство от нее.

2. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха.

3. Иокшан родил Шеву, (Фемана) и Дедана. Сыны Дедана были: (Рагуил, Навдеил,) Ашурим, Летушим и Леюмим.

4. Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры.

Шесть сынов Хеттуры были родоначальниками целого рода новых кочевых племен Аравии; но имена этих племен, за исключением только разве мадиоанитян, остались почти неизвестными в последующей библейской истории.

5. Раздел его имущества.

5. И отдал Авраам все, что было у него, Исааку (сыну своему),

“И отдал Авраам все, что было у него, Исааку (сыну своему)…” Единородному сыну единственно полноправной жены – Сарры, Авраам передает все свои как духовные, так и материальные блага (21:10; 24:36).

6. а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную.

“а сынам наложниц… дал… подарки и отослал их от Исаака…”Вотмудроепредсмертное распоряжение Авраама: он не оставляет без некоторого обеспечения и детей своих наложниц; но в то же время удаляет их от Исаака, заблаговременно показывая этим, что они не имеют части в имени, законного наследника.

“в землю восточную…”Под этим именем, обыкновенно, понимают Аравию, жители которой, вообще, назывались “бене-кедем” – “сыновья востока” (Суд. 6:3;[781] 3 Цар. 4:30;[782] Иов. 1:3[783]). Впоследствии они получили арабское имя “шаркиин,” т.е. восточные, откуда возникло и слово “сарацины.”