Lopukhin's explanatory Bible. OLD TESTAMENT.GENESIS

“и открылись глаза…”Таким образом, предсказание искусителя сбылось, – но вместо чувства довольства и радости падение произвело лишь ощутительную

скорбь и беспокойство.

“и узнали они, что наги…” Поскольку раньше нагота служила синонимом детской невинности и чистоты первых людей (2:25),постольку теперь мучительное ощущение ее стало победным знаком грубой чувственности и греха (Рим. 6:12-14;[88] 7:4,8;[89] Кол. 3:5[90]).“Внешнее око, – по глубокомысленному выражению Оригена, – открылось после того, как закрылось духовное.”

“и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания…”Такова, по свидетельству Библии, была первая одежда человечества; и это стоит в полном согласии как с универсальной традицией древности, так и с историей человеческой культуры.

8. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Гоcпода Бога между деревьями рая.

“И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю…”Очевидно, здесь идет речь об одном из тех богоявлений, которыми характеризуется первобытная эпоха – время особенной близости и непосредственных сношений Бога с человеком. Что касается самого характера этого богоявления, то, судя по описанию, оно имело доступный внешним чувствам, следовательно, конкретный характер, что подтверждается также и всем последующим контекстом. В этом же, наконец, утверждают нас и аналогичные с данным, другие выражения Библии (Лев. 26:12;[91] Втор. 23:14-15;[92] 2 Цар. 5:24;[93] Исх. 9:23;[94] Иов. 37: 4-5;[95] Пс. 39:3[96] и др.).

“во время прохлады дня…”или, по более близкому к еврейскому тексту переводу, – “в Веянии, в вечере дня.” Одни видят здесь указание на время богоявления – именно на вечернюю прохладу дня, другие – на образ его (Иов. 38:1[97]), т.е. на любвеобильную готовность Господа простить падших прародителей в случае их искреннего раскаяния.

“и скрылся…”Страх больной совести падших людей, утративших свою невинность и чистоту, настолько помрачил их умственные способности, что они думали было скрыться от Всевидящего и Вездесущего (Иер. 21:14;[98] Амос. 9:3[99]), ища в своем наивном ослеплении убежища от Него под листьями деревьев рая.

9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: (Адам,) где ты?

“Адам, где ты?”В этом вопросе отнюдь не обнаруживается неведение, а слышится лишь призыв божественной любви, обращенной к грешнику для его покаяния. По толкованию святого Амвросия, Бог спрашивает Адама не столько о том, в каком месте, сколько о том, в каком состоянии они находятся.

10. Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

“голос Твой я услышал…, и убоялся… потому что я наг…”Вместо искреннего и чистосердечного раскаяния, Адам прибегает к ложным извинениям – самооправданию, чем, конечно, только усиливает тяжесть сей вины.

11. И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

“не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил…”Божественное милосердие неизреченно: как бы идя навстречу ложной стыдливости и греховной косности человека, Бог сам предположительно называет его вину; последнему оставалось только, подобно блудному сыну евангельской притчи, из глубины сокрушенного сердца воскликнуть: “я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.” Но человек, по действию греха, оказался неспособным этим непосредственным покаянием восстать от своего падения.