Lopukhin's explanatory Bible. OLD TESTAMENT.GENESIS

Если во всей полноте развилось это могущество Иудина колена при Давиде, то уже и в пустыне оно было во главе всех колен (Чис. 2:3[1319]), и первое же начало завоевание Ханаана (Суд. 1:1-8[1320]). Гербом своим на военном знамени Иудино колено имело изображение льва. Во всей силе сравнение патриарха осуществилось в смерти Господа: “как лев и спящий страшен, так владычная смерть сделалась страшною и смерти, и диаволу… И слова: кто возбудит его? показывают неизреченное Его могущество. Ибо сам Себя воскресил…” (блаж. Феодорит, ср. Иоанн Златоуст, 718).

В первой половине ст. 10 колену или потомству Иудину в двух синонимических выражениях обещается верховная власть в Израиле – правительственная (schebet; LXX: άρχων, русск.: скипетр, ср. Чис. 24:17;[1321] Ис. 14:5;[1322] Зах. 10:11[1323]) и законодательная, а также военная (mechoqeq; LXX: ήγούμενος; Vulg.: dux; слав.: вождь). Затем указывается предел этого господства – в смысле прекращения его или идеального завершения – в словах: ad ki jabo Schiloh, весьма неодинаково понимаемых толкователями всех времен и направлений.

Преобладающее толкование – и по древности, и по авторитетности его представителей, и по контексту идей и событий истории спасения – мессианское. Все различия в понимании приведенного выражения сводятся к неодинаковому толкованию слова Sсhiloh.

Из не мессианских толкований можно упомянуть то, которое видит в последнем имя города Ефремова колена – Силома (евр. Schiloh, напр. Нав. 16:6;[1324] 18:1[1325] и др., или Schilo – Суд. 21:21[1326] и др.), где по завоевании Ханаана поставлена была скиния, и всю фразу передает: “пока не придут в Силом” – смысл очень ограничительный: гегемония Иуды была бы очень кратковременна, да и значение прихода евреев в Силом – проблематично.

Пророчески мессианское толкование, господствовавшее в иудейской синагоге, в древней христианской церкви и в ученом христианском богословии средневекового и нового периодов, представляет несколько видоизменений по различному пониманию Shiloh, при чем во всяком случае удерживается идея нового мессианского порядка жизни. Понимают Schiloh именно как абстрактное вместо конкретного – примиритель, князь мира (LXX: άποχείμενα αϋτφ; Акила: ώ άπόχειται) или – прямо как конкретное: “сын его” (р. Кимхи); qui mitteudus est (Vulg.:) и пр.

В Талмуде и Мидрашах Шило – одно из имен Мессии. Конец стиха “Ему покорность народов” всеми толкователями относится к Мессии, как затем весь стих 10, и, наконец, все пророчество об Иуде. “Это самый ясный признак пришествия Господа,” – говорит блаженный Феодорит о словах ст. 10, – у иудеев оскудели не только цари, но и архиереи и пророки, в доказательство исполнения сего предсказания. Когда надлежало родиться Спасителю нашему, возобладали Иудеями цари иноплеменные, а сим указан Царь вечный – “чаяние языков” (отв. на вопр. 112).

“Дотоле Иудейские и князья из Иудеев будут продолжаться, пока придет Он” (Иоанн Златоуст, 718). Ст. 11-12 рисуют картину богатства территории колена Иудина произведениями земледелия и скотоводства: чрезвычайное обилие винограда (в том числе лучшего его сорта, т. н. сорек) и обилие стад и молока. Мидраши, Таргумы, святой Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит придают и этим чертам мессианский смысл, для чего пророческие изображения (напр., Иоил. 2:22[1327]) мессианских времен дают некоторое основание.

13. Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона.

14. Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод;

15. и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.

О судьбе племен двух последних сынов Иакова от Лии: Завулона и Иссахара (о младшем брате говорится почему-то раньше).

Завулонову колену обещается приморское (между Галилейским и Средиземным морями) положение, как источник его богатств (Втор. 33:19[1328]); предел его назначается на западе до Сидона (о Тире не упомянуто: он возник значительно позже, ок. 1200 г. до Р. Хр., – доказательство древности пророчества). Никогда не достигая указанной границы (Нав. 19:10[1329] и д.), колено Завулоново жило главным образом участием в международной торговле.

Колену Иссахара обещается плодородная область, удобная для земледелия и скотоводства: эмблема его – крепкий осел, лежащий посреди загонов (таково более точное значение еврейского mischpetaim, русск.: протоке вод, слав.: пределы) – сравнение, ничего обидного не заключающее (восточный осел красивее европейского), но все же характеризующее излишнюю привязанность колена Иссахара к земледелию и скотоводству, полную апатию его к военной и политической деятельности, его предпочтение рабства войне. Подробное описание области обоих колен дает Иjcba Флавий (Иуд. война, кн. III гл. 3, §§1-2).

16. Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля;