Lopukhin's explanatory Bible. OLD TESTAMENT.GENESIS
5. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.
“в первый день десятого месяца показались верхи гор…”Так как Великий Арарат – лишь одна из вершин целой горной цепи, то вполне понятно, что по мере убыли воды открылись и верхи других гор. Это произошло, как видно из текста, в первый день 10-го месяца таммуза, т .е. приблизительно в половине нашего июля.
6. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега.
“По прошествии сорока дней…”Эти сорок дней, очевидно, должно считать с момента остановки ковчега на горах Араратских, т.е. после 270 дней.
7. Выпуск из ковчега ворона и голубя.
7. и выпустил ворона, (чтобы видеть, убыла ли вода с земли,) который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.
Весь этот раздел говорит о средствах, путем которых Ной удостоверялся в прекращении потопа. Так как ковчег Ноя, как мы видели выше (6: 16), не имел боковых окон, открывавших перспективу потопа, а освещался единственным отверстием сверху, то Ной, чтобы освидетельствовать состояние земли, прибег к выпуску птиц: сначала ворона, а потом голубя.
“выпустил ворона… который, вылетев, отлетал и прилетал…”Или, как сказано в еврейском тексте, “вышел, отлетая и прилетая.”
8. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли,
“Потом выпустил… голубя…”Новый выпуск Ной сделал через семь дней после первого (10 ст.); на этот раз он выпустил голубя, что больше отвечало цели, так как голубь питается зернами и боится влаги.
9. но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
“но голубь не нашел места покоя для ног своих… и он простер руку свою и взял его, и принял… в ковчег…”Картинное изображение факта, из которого Ной убеждался, что земля еще непригодна для жительства на ней не только людей, но даже и птиц.
10. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.
“И помедлил еще семь дней других, и опять выпустил голубя…” Это частое повторение семидневного периода может служить доказательством того, что недельное счисление времени было еще тогда уже хорошо известно.
11. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
“Голубь возвратился к нему в вечернее время…”Это было свидетельством того, что земля уже несколько пообсохла, так что открывалась возможность провести на ней Целый день, до захода солнца.
“и вот, свежий масличный лист во рту у него…”Лучшее доказательство того, что на земле уже начала пробуждаться новая жизнь. Кроме того, масличное дерево, из которого добывается елей и который служит в Священном Писании символом радости и мира и давало Ною успокоительное указание на прекращение божественной кары (наказания).
12. Он помедлил еще семь дней других и (опять) выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.
“Он помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя…”На этот раз голубь уж не вернулся, чем доказал, что на земле свободно можно жить и человеку.
13. Шестьсот первого года (жизни Ноевой) к первому (дню) первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.
“Шестьсот первого года (жизни Ноевой), к первому (дню) первого месяца иссякла вода на земле…”Вот хронологические даты окончания потопа, которое, таким образом, падало на первый день нового года, т.е. на начало месяца тишри (сент.-окт.).