ыук

КАФИСМА ВОСЕМНАДЦАТАЯ...................................................................................................................................... 267

КАФИСМА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ....................................................................................................................................... 283

КАФИСМА ДВАДЦАТАЯ................................................................................................................................................... 301

КАФИСМА ПЕРВАЯ

Псалом Давиду,

не надписан у еврей, 1

Переводчики божественного Писания, какие в древности нашли у евреев надписания, те и переложили на греческий язык. И ненадписанные псалмы оставили они без надписания, не осмеливаясь к словам Духа приложить что-либо от себя. Псалом содержит в себе обвинение грешных и нечестивых людей и советует непрестанно внимать божественному закону, который удаляет человека от сродства со злом. Он является основанием всех псалмов, ибо наставляет всех людей к творению богоподобных добродетелей и приближает к блаженству жизни вечной: потому и начинается от блаженства (Феодорит, Григорий Нисский).

1 Блажен муж, иже не иде на совет нечистивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе:

Блаженство человеческое есть уподобление божеству. Блажен и един сильный Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим. 6, 15). Давид полагает начало пророчеству о Христе, Которому надлежало родиться от рода его (см. Мф. 1, 1), поэтому прежде всего Пророк и ублажает уповающих на Бога. Псалмопевец называет одного мужа блаженным и умалчивает о жене, потому что творение обоих равночестно при единстве природы. Слово Божие здесь вместе с мужами разумеет и жен; ибо одна добродетель и награда обоим одинакова. Условием божественного блаженства является чистота наших помыслов и разумное удаление от всякого зла. Нечестивый – есть всякий неблагодарный человек, а губитель – есть человек лукавый, советник зла. Под советом нечестивых подразумеваются также и греховные помыслы от бесов, услаждаясь которыми, человек проявляет свое изволение на грех, т.е. становится на путь грешных и, наконец, предается страсти греха, что означает седение на седалищи губителей (Василий В., Златоуст, Афанасий, Феодорит).

2 но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь.

День и нощь надлежит нам внимать закону Божьему и согласно с ним располагать свою собственную жизнь. Ибо так законоположил Бог еще через Моисея, говоря: слова закона сего да будут всегда в устах твоих, в них поучайся, седяй и востая, и лежа и идый путем. И навяжиши я на руку твою и да будут непоколеблемо пред очима твоима (Втор. 6, 78). Христиане должны подражать Богоматери, которая воспитывалась в храме, во Святая Святых, день и ночь поучалась в законе Господни и пребывала в молитве за народ. Подобно и апостол Павел заповедует всем христианам подвизаться в молитвах всегда, говоря: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17). Внешний человек да пребывает в своих телесных трудах, а внутренний пусть будет посвящаем на духовное делание умной молитвы. О, дело, воистинно дивное и предивное! Телесно обращаешься с людьми, а умно беседуешь с Богом! Памятование о Боге возводит человека к чистоте (Феодорит, Афанасий, Палама, Силуан, Григорий Богослов).

3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.

Читающий постоянно божественные Писания, хотя бы и не имел никакого толкователя, постоянным чтением, как бы некоторыми корнями, собирает в себя струи и росу Святаго Духа. И подлинно, что ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение божественных Писаний. Ибо те вещи тленны и непостоянны: почему и утешение от них скоропреходящее, а чтение Писаний есть собеседование с Богом. Когда же Бог утешает находящихся в скорби, то какое из настоящих обстоятельств может повергнуть их в уныние? (Златоуст).

4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.