ыук

Пророк разумеет здесь радость духовную, которая рождается от исполнения Святых Христовых заповедей. Когда кто не рабски, а сыновне слушается во всем Бога, тогда он радуется с трепетом, т.е. исполняется радости духовной, а не плотской. Это явствует из слов пророка Аввакума: аз же о Господе возвеселюся, возрадуюся о Бозе Спасе моем, потому что Господь Бог мой сила моя, и учинит нози мои, (благочестивые помыслы души моей), на совершение премудрости о Господе (Авв. 3, 1819). Радуйтеся Ему с трепетом, т.е. с сокрушением, чтобы радость о Боге не превратилась в радость мирскую с тщеславием и осуждением других. Знай и то, что и при духовных отрадах и утешениях еще более надлежит служить Ему со страхом и благоговением (Феодорит, Нил Синайский).

12 Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиеся Нань.

Наказание – Евангельское учение. Гнев Божий есть пресечение или уменьшение подаяния божественных даров, которое бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему. Путь праведный – путь Христов: Аз есмь путь (Ин. 14, 6). Если блажени еси надеющиися на Бога, то насколько несчастны и бедны надеющиеся на человека, на свою силу и честь, дела... и все прочее, что есть кроме Христа. Одно только блаженно – уповать на Царя Иисуса Христа! Вот смысл всего псалма (Афанасий, Тихон, Григорий Нисский).

1 Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица

Авессалома, сына своего, 3

Пророк Давид на опыте своего греховного поползновения научает нас целомудренной жизни, чтобы никому не делать зла и не презирать законов Божиих. Давид бежал от сына, так как нарушил чистоту супружеской верности. И поскольку он внес войну в чужой дом, то из собственного же дома его восстала против него война. Ибо откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Домашние бедствия – есть следствия грехов, и наказателями грешника Бог определяет именно домашних людей; хотя действующий и не знает этого, но знает это Врач – Бог. Псалом предвозвещает предстоящие тебе от врага искушения, когда бываешь гоним ты своими и многие восстают на тебя. В высшем пророческом смысле в псалме содержится глас Христов к Богу Отцу во время крестных страданий (Златоуст, Афанасий, Августин, Григорий Нисский).

2 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя,

3 Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его.

Этими словами делается намек и на злоумышления мысленных врагов – демонов против нас (Афанасий).

4 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою.

5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

В трудных обстоятельствах должно прибегать только к Богу и призывать Его на помощь с душевным усердием в прилежной умной молитве. Подобно Моисею, хотя он внешне и молчал, но Бог говорил ему: что вопиеши ко Мне? (Исх. 14, 15), называя молчание воплем, по причине усердной умной молитвы Пророка. Глас – это мысленное прошение ума. Гора святая – небо (Афанасий, Феодорит).

6 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.

Божественное Писание часто бедствия называет ночью; когда человек прибегает к Богу, то Господь избавляет бедствующего от скорбей, пробуждает его спящий ум и сохраняет кающегося от неприязни. В высшем смысле Пророк принимает на себя лицо Самого Владыки нашего и говорит от Его имени о страдании, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа (Афанасий, Феодорит, Августин, Григорий Нисский).