ыук

23 Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику.

Что значит возложить на Господа печаль свою? – Устранить ум от всего мирского и заботиться об угождении только Ему. При всех искушениях своих осуждай сам себя, как виновного во всем и не укоряй никого из оскорбляющих тебя; потому что и ты согрешал подобно, и ты имеешь разные страсти. Если Бог праведно подвигнет на тебя людей воздать тебе за обиды и порицания, какие держал ты в мысли и изрекал на них во все время своей жизни, то целый мир должен быть занят тобою. Итак, претерпи находящие на тебя воздаяния с благодарностью Богу и с пользою для себя (Кирилл, Исаак).

24 Ты же, Боже, низведеши их во студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дней своих. Аз же, Господи, уповаю на Тя.

Усматривай в этих словах великое человеколюбие Божие. Бог, предвидя чрезмерность порочности убийц и коварных людей, истребляет их с лица земли прежде естественной смерти, чтобы меньше они согрешили: поэтому, большей частью, злые умирают преждевременной смертью. Многие из толкователей под мужами кровей усматривают здесь иудеев, умертвивших Начальника жизни и сказавших: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27, 25), и сделавшихся виновниками в пролитии всякой крови праведных. Они-то и не окончили времени естественной жизни, потому что преданы мечу римлян по истечении 40 лет по вознесении Господа (Григорий Богослов, Афанасий, Евсевий, Дидим).

КАФИСМА ВОСЬМАЯ

1 В конец, о людех, от святых удаленных,

Давиду в столпописание, внегда

удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом 55.

О людех, удаленных от Бога чрез преступление святых Его заповедей. Этих-то людей и призывает Дух Святый устами пророка Давида к познанию Бога. Сила этого псалма должна быть написана на столпе или на сердце, к вечной памяти неизреченного человеколюбия Божия (Григорий Нисский).

2 Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми.

Это молитвенный вопль кающегося грешника, выдерживающего трудную брань от человека – диавола, по причине плотолюбия и сластолюбия диавольского (Григорий Нисский).

3 Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты.

Пророк показывает, что злые и лукавые люди в своих коварных замыслах наставляются невидимыми демонами (Афанасий).

4 В день не убоюся, аз же уповаю на Тя.

Днем Давид называет благоденствие и временное счастье врагов своих (Феодорит).

5 О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть.

Плоть – это плотские страсти и удовольствия. Уповающий на Бога и похоть обуздывает и врагам полагает препятствие (Исихий).

6 Весь день словес моих гнушахуся: на мя вся помышления их на зло.

7 Вселятся и скрыют: тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою.

Враги весь день злоумышляют, усматривая даже малейшие грехи, которые почитались как бы пятою, желая нас оклеветать пред Судиею за какие бы то ни было грехи (Исихий).

8 Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши.