ыук

Не призвав Тебя, Господи, не решусь и речи начать: но всегда с упованием призывая Тебя, не убоюся козней человека греха, т.е. диавола (Феодорит).

13 Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея.

Молитвами Давид называет обращение к Богу. В человеке жертва Богу – дух сокрушен (Феодорит).

14 Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых.

Это все применимо к Давиду, святым подвижникам и нам, терпящим множество козней от демонов и от людей, но при Божием о нас промышлении избегаем вреда, от них происходящего (Феодорит).

1 В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание,

внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру, 56

Давид, скрываясь бегством от Саула, убежал с воинами своими в пещеру. Когда они были уже в пещере, вошел за ними в устье ее и Саул исправить некоторую нужду. Все, бывшие с Давидом, возымели решительную мысль броситься на врага и пришедшему для убийства отомстить, когда казалось Сам Бог дал врага в руки гонимым на смерть. Но Давид не решился убийством истребить гонителя и приобрести царскую власть, мысленно говоря себе: да не растлиши добродетель непамятозлобия. И он не только укротил собственный гнев, но и оруженосца, стремившегося поразить Саула, удержал произнесением облагодатствованных слов: не убивай христа Господня (1 Цар. 26, 9). Писание этой историей научает нас, что рассудительный оказывает мужество свое не против озлобленных демоном людей, но против собственных страстей (Григорий Нисский, Феодорит).

2 Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие.

 3 Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне.

Давид произносит песнопение от лица человечества. Двукратное испрашивание помилования указывает на чрезмерность опасности. Беззаконие – есть досаждение (докучание) греха. И то, что оно проходит, показывает, что оно временно. Ибо беззаконие, а следовательно и страсти, и бесы, и грехи есть гнев Божий на человека, как говорит к Богу Исаиа: се Ты разгневался, и мы согрешихом (Ис. 64, 5). Избегнуть же этого гнева человек может непрестанным вниманием сердца в молитве (Феодорит, Дидим, Иоанн Карпафский).

4 Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою,

Посла с небесе Бог силу свою: Единородного Сына Своего (милость и ипостасную истину Свою), Который посредством Святаго Духа спас род человеческий от злодейства скимнов (демонских сопротивных сил) (Афанасий, Григорий Нисский, Дидим, Евсевий).

5 И избави душу мою от среды скимнов, поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр.