ыук

 Мы не имеем от природы этих чувственных стрел, которые были бы во устах человеческих, кроме зубов; но когда кто принимает на себя подобие страсти и преобразуется по виду господствующего в нем зла, тогда, потеряв естественный образ, становится зверем. Поэтому-то скимнами (молодыми львами) называет сынов человеческих, имеющих зубы и язык наподобие военных оружий, чем означает клеветников (Григорий Нисский, Афанасий).

6 Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

Пророк просит Бога вознестися на небеса с тем, чтобы показать врагам могущество Своей державы, крепость и великолепие славы (Феодорит).

7 Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою: ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню.

Душе более всего необходимо иметь предусмотрительность, чтобы и на самое короткое время не уловила ее сила противника. Как животное, когда и один его член запутывается в сеть, теряет свободу и отдается в руки ловцам, подобно этому терпит и душа от врагов. Слякоша – наклонили вниз, скорчили душу демоны. И каждый мыслящий низко имеет душу согбенную, не способную к горнему, доколе она находится в таком положении (Макарий В., Дидим).

8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей.

Умоляет даровать ему Духа Святаго, указывая, что сердце его соделалось готовым к принятию Его (Афанасий).

9 Востани слава моя, востани псалтирю и гусли: востану рано.

Утреннее время наиболее удобно к богомыслию и хвалению Бога, почему Пророк и призывает к славословию псалтирь и гусли, то есть самую душу и мысли (Златоуст).

10 Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех:

11 Яко возвеличися до Небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя.

Господь имеет и милость безмерную и истину несравненную, от которых зависит все небесное и земное (Феодорит).

12 Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

По подобию небесного славословия Господа святыми ангелами, Пророк желает, чтобы подобная слава Богу возносилась и по всей земли (Кирилл).

1 В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, 57

Настоящий псалом продолжает содержание предыдущего псалма и сохраняет то же надписание (Афанасий).

2 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии;

Давид эти слова обращает к Саулу и его сообщникам, но относятся они и ко всем подражателям лукавства Саула. Рассмотри и ты, согласны ли дела твои со словами? (Феодорит).

3 Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают.

Господь тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Словами: в сердце беззаконие показывает, что источником и началом всякого греха бывает преобладание зла, которое проявляется через помышление в делах: неправду руки ваши сплетают. Ибо начало греха в сердце, а конец – в делах; касательно же обращения к Богу, началом его бывает отступление от злых дел, концом же – чистота сердца (Макарий В., Григорий Нисский).

4 Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу.