ыук

Дух Святый этим подобием исправляет чрезмерную боязливость нашей плоти, показывая, что пред лицем Божиим грешницы, т.е. демоны, враждующие на людей, как дым исчезают (Феодорит).

4 А праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии.

 5 Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады: Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним.

Имя Богу – Восток, потому что Он есть свет неприступный и безначальное Божество. Восхождение же на запады есть общение с человеческим убожеством, этим западом и подобием ночи, если сравнивать с горнею светлостью. А это показывает, что Бог есть везде. Поэтому сидишь ли ты, ходишь ли ты, занят ли чем, ешь ли, или иное что делаешь ради потребности телесной, к востоку ли или к западу случится быть обращенным, не сомневайся молиться; ибо мы получили заповедь делать это непрестанно и на всяком месте. Когда и голова у тебя покрыта, не оставляй молитвы, но наблюдай лишь то, чтобы не делать это с небрежением (Пелусиот, Варсонофий В.).

6 Да смятутся от лица Его, Отца сирых и судии вдовиц: Бог в месте святем Своем.

Бог в месте святем Своем, т.е. на небе. И хотя снизошел долу и пребывал с людьми на земле, но и был на небе, и не отлучался от Отца. Бог – неописуем и неограничен. Святым местом Бога почитается каждая церковь Христова и всякая боголюбивая христианская душа (Евсевий, Феодорит, Дидим).

7 Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех.

Единомысленными называет тех, которые единому Богу посвятили жизнь свою и сделали ее чуждою всякого двоедушия и мирского пожелания. Поэтому таковым и обещает вселение в дому Своем. Но не только окованных узами греха сделает Бог мужественными, но и дошедших до крайнего нечестия и, как в смрадных гробах, живущих в своих телах. Ибо и таковых вместе с первыми удостоит спасения (Афанасий, Феодорит).

8 Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни:

9 Земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева.

Кто являлся предкам на Синае, Тот и землю потряс во время страдания, обличая человеческое безумие. Он даровал и благодать Духа (Феодорит).

10 Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему: и изнеможе, Ты же совершил еси е.

Дождем именует евангельское слово, умягчающее и напояющее человеческие души. Волен – показывает, что не по принуждению напояется человек. «Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, ты подкреплял его» (Афанасий).

11 Животная Твоя живут на ней: уготовал еси благостию Твоею нищему, Боже.