ыук

Колесницами Божьими называет души святых. Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысящ. Ими правит Тот Самый Господь Бог, Который являлся и на Синае (Феодорит).

19 Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися.

Что значит: пленил еси плен? – То, что по преступлении Адамовом враг пленил нас и держал в своей власти, так что души человеческие, исходившие тогда из тела, отходили во ад, ибо рай был заключен. Когда же Христос восшел на высоту святого и животворящего Креста, то Он Своею Кровию избавил нас из плена, т.е. обратно пленил нас, победив и низложив пленившего нас врага – диавола. Приял еси даяния в человецех – дал дары человекам (см. Еф. 4, 8), так что и непокаряющиеся могут обитать у Господа; единому же комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова (Еф. 4, 7) (Дорофей).

20 Господь Бог благословен, благословен Господь день дне: поспешит нам Бог спасений наших.

Показав такое человеколюбие, Ты, Господи, достоин всегда быть воспеваемым (Феодорит).

21 Бог наш, Бог еже спасати: и Господня, Господня исходища смертная.

Господь отверз нам неисходную темницу смерти – исходища смертная (см. Ис. 45, 2) и Своею смертью Он должен был спасти людей. Такова-то жизнь смертных, что Господь не иначе исшел от нее, как только смертью (Августин).

22 Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих.

Бог сокрушит демонов, которые замечают даже самый тонкий, как волос, грех человека (Феодорит).

23 Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских.

Васан – есть срамота, которая является следствием греха. Поэтому от греха и из глубин морских, т.е. от множества зол извлек человека Христос силою Креста Своего (Василий В., Феодорит).

24 Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес твоих от враг от него.

Псалмопевец изображает потоки крови (врагов Божиих) и попираемых мертвецов, трупы которых остались брошенными в снедь псам (см. Ис. 63, 3). Повествование показывает совершенное поражение врагов Церкви Христовой (Феодорит).

25 Видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем.

26 Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц.

27 В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых.

В буквальном смысле говорится здесь о торжественном шествии кивота Божия по пустыне Синайской. Мария, сестра Моисея, с хором святых жен пели победные песни Богу и говорили: поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 1). Об этом вспоминает Давид, говоря: посреде дев тимпанниц. В церквах благословите Бога. Праздник не там, где шутки, пьянство, блудные песни и пляски; но праздник Святой, приличный христианам, там, где молитвы, песнопения, умилостивления, где божественные песни, укрепляющие души. Церковь есть жилище только для Бога, в которой прославляется Бог от источник Израилевых – пророческих и апостольских книг. Может называться церковью и очищенная душа каждого верующего человека (Златоуст).

28 Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.

В Церквах Божиих: Вениамин юнейший – апостол Павел, как после всех призванный, и в Деянии он называется юношею (Деян. 7, 58). Павел был во ужасе от того, что Гонимый им и почитаемый мертвым – на небесах. Упоминает и о других апостолах, как наставниках верующих в божественном. Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп были из селения Вифсаиды; Матфей и Иаков – из Капернаума, Симон Зилот из Кананита. А это были все города Галилейские. Завулон же и Неффалим имели Галилею своим жребием (Афанасий, Григорий Нисский, Феодорит).

29 Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас.

И блаженный Давид глубоко сознавал невозможность получить успех в своем деле и труде собственными только усилиями. Ибо усилия человеческие сами по себе без помощи Божией не могут достигнуть совершенства, но и благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица, поэтому и взывал: укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас (Кассиан).