ыук

34 Возшедшему на Небо небесе на востоки: се даст гласу Своему глас силы.

 Какое великое о нас таинство? – Обновляются естества и Бог делается человеком. И восшедший на небо небесе (на востоки) собственной славы и светлости, прославляется на западе нашей низости и смирения. И Сын Божий благоволил стать и именоваться и Сыном человеческим, вступив в общение с нами через посредствующую плоть, как через завесу. Гласом силы называет глас, который воздвигнет всех мертвых во второе Христово пришествие на землю (Григорий Богослов, Афанасий).

35 Дадите славу Богови: на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех.

 36 Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев: Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог.

Справедливость требует во всем прославлять дивного Благодетеля. Пророк открывает нам различные почести, которые будут возданы святым в будущей жизни: велелепота, сила, дивное, держава; а словами: израиль, облака, святые люди показывают различные чины святых, которые в обителях Отца Небесного непрестанно будут благословлять Бога, подражая чину горних чинов (Афанасий).

1 В конец, о изменшихся, псалом Давиду, 68

Этот боговдохновенный псалом содержит молитву Христа Спасителя от лица всего человечества и причины, по которым иудеи распяли Его, и последовавшие бедствия иудеев. Сверх всего, изображает введение евангельского образа жизни и учение о поклонении духом и истиною, чем и заключается псалом. Все здесь сказано не желая, но наподобие желания пророчески предвозвещено. Псалом приличествует и каждому христианину, боримому, как по телу, так и по душе (Афанасий, Кирилл, Августин).

2 Спаси, мя, Боже, яко внидоша воды до души моея.

Знай, что в душе стоят воды злобы. Нужно испустить из очей реки слез, чтобы потоки страстной воды вытекли вместе со слезами из нашей души и вошли в нас реки воды живой – Божией благодати. Злоба скрывается в сердце человека; если мы дадим ей пробиться раз и другой, то она будет все сильнее вытекать и может совсем прорвать и затопить плотину (Иоанн Кронштадтский).

3 Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя.

Не море ли жизнь наша и дела человеческие? В нем много соленого и непостоянного, которое волнует наши помыслы. Тимение есть порождаемые умом нечистые помыслы. Ибо они поднимаются, как из болота зловоние и заразительные испарения. Тимение глубины (болотная тина) и глубины морские указывают на глубокое смертельное падение человека, и самый ад (Василий В., Григорий Богослов, Епифаний, Афанасий).

4 Утрудихся зовый, измолче гортань мой: исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего.

Под званием Давид разумеет усиленное напряжение умной молитвы. Потрудим себя подобно Давиду, взывая: Господи, Иисусе Христе! – Пусть измолчет (охрипнет) гортань; но умные очи наши да не перестанут устремляться горе в уповании на Господа Бога нашего. Только тот, кто во всем пребывает с Богом и к Нему приближается добротою дел своих, может сказать о себе: исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды... Не обольщайся: упование на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот (Исаак, Исихий, Феодорит).

5 Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне: укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях.