ыук

13 О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино.

В древности народные сходбища бывали у городских ворот (Феодорит).

14 Аз же молитвою моею к Тебе, Боже, время благоволения, Боже, во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего.

Хотя за все блага воздавали Христу нечестивые злом, но Он не переставал приносить о них молитвы до времени благоволения, то есть до самой крестной смерти (Афанасий).

15 Спаси мя от брения, да не углебну: да избавлюся от ненавидящих мя, и от глубоких вод.

 16 Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих.

Все это сказано иносказательно, в несобственном смысле и составляет подобия, выражающие чрезмерные бедствия и смертоносные искушения. Брение – тина болотная. Ровенник – колодец (Феодорит).

17 Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих призри на мя.

18 Не отврати лица Твоего от отрока Твоего: яко скорблю, скоро услыши мя.

19 Вонми души моей, и избави ю: враг моих ради избави мя.

Эту молитву относит Христос к Себе, согласно глаголющего в Павле Христа (см. Евр. 5, 7-8). Здесь Христос устами Павла открыл нам то, что было умолчано евангелистами; сказав, что с воплем крепким и со слезами совершена эта молитва: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Мф. 26, 39) (Афанасий).

20 Ты бо веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющии мя.

21 Поношение чаяше душа моя, и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох.

22 И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта.

Эти Христовы страдания ясно описаны евангелистами (Афанасий).

23 Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние, и в соблазн.

Это не зложелательные слова, но пророческие. Этим предсказывается то, что постигнет иудеев после страдания Спасителя: потерпят они то самое, что приготовляли для Христа. Трапезою назвал пророк веселие, а сетью – наказание. Горе лукавому, лукавая бо приключатся ему по делом руку его (Ис. 3, 11) (Афанасий, Феодорит, Августин).

24 Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы.

И действительно, не помрачились ли очи их, не приняв Солнца правды? И хребет выну сляцы, т.е. да будет согбен навсегда. Этими словами указывает на их душевные пороки (Афанасий, Августин).

25 Пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их.

Ярость – это быстрое воспламенение страсти, но кратковременное; а гнев – медлительное и постоянное; является неотступной печалью и продолжительным стремлением к воздаянию обидчикам и ко мщению (Василий В., Григорий Богослов).