ыук

Давиду псалом, сынов Ионадавовых

и первых пленшихся, не надписан у еврей, 70

Псалом этот составил Давид от лица сынов Ионадавовых, которые были мужи богобоязненные и праведные, строгие хранители заповедей отца своего, а добродетели их засвидетельствовал Сам Бог пророку Иеремии (см. Иер. 35, 18-19). Поэтому и в надписании они воспоминаются на пользу всем, охотно повинующимся закону Божию, на обличение и исправление всем преступающим. Пророческое слово наставляет пленять всяк разум в послушание Христово (2 Кор. 10, 5) в надежде освобождения от грехов и получения Царствия Небесного (Афанасий).

1 На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся в век.

 2 Правдою Твоею избави мя и изми мя: приклони ко мне ухо Твое, и спаси мя.

Правда Божия в отношении к человеку есть милость. Как и перевел некто: Избави меня по милости Твоей.

3 Буди ми в Бога Защитителя, и в место крепко спасти мя: яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты.

 4 Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго.

Под руками подразумевает владычество живущих в лукавстве и нечестии (Феодорит).

5 Яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея.

 6 В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну.

 7 Яко чудо бых многим, и Ты помощник мой крепок.

В буквальном смысле эти псаломские слова приличны каждому из нас (Афанасий).

8 Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое.

Человек, сам по себе, никогда не возможет достойным образом воздать Богу за Его неизреченные благодеяния. Он должен просить и того, чтобы Господь исполнил уста его ангельского хваления Божия (Афанасий).

9 Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене.

Как юность человеческая легко подвижная на грех и не может без помощи Божией воздержаться, так и старость немощная устоять против греха без благодати Божией (Псалтирь с толкованием).

10 Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе,

11 Глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй.

Со многим вниманием должно нам храниться от грехов. Ибо все порабощенные плотскими страстями оставляются Богом и предаются во власть лукавых духов и (оттоле) бесы руководят ими. О таких жалких людях, оставленных Богом, сами бесы говорят: пожените и имите его, Бог оставил есть его и несть избавляяй. Вот какое старание и бодрость имеют бесы в погублении людей. Не столько ужасают их будущие вечные муки, сколько увеселяет погибель несчастных людей (Максим Грек).

12 Боже мой, не удалися от мене: Боже мой, в помощь мою вонми.