ыук

19 Силу Твою и правду Твою, Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе;

Здесь снова Давид проповедует, настолько обязан он Божиим благодеяниям; ибо от самого младенчества из безчисленных опытов научился, что нет ничего более лучшего и спасительного, как уповать на единого Бога (Афанасий).

20 Елики явил ми еси скорби многи и злы; и обращься оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси.

Бездною земли называет Давид глубину искушений, из которой Господь возводит кающихся милостью Своею. Будучи уязвляемые обличениями, будем вспоминать грехи свои, пока Господь, взирая на терпение наше, не соблаговолит изгладить их, и угрызающие сердце скорби не претворит в радость (Лествичник).

21 Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси.

Величествие Божие – есть снисхождение Его к нам. Прославляя пречудный Промысел Божий, Пророк как бы говорит, что все несчастия приключились ему не по какому-либо слепому случаю, но по Божию изволению (Исихий).

22 Ибо аз исповемся Тебе в людех, Господи, в сосудех псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев.

Сосудом псаломским достоин наименования всякий христианин, имеющий чистое сердце и целомудренный язык (Исихий).

23 Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил.

 24 Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущии злая мне.

Через различные образы выражений Пророк показывает, что он ни в чем большего увеселения находить не будет, как только в прославлении Бога и в непрестанном поучении в законе Его; а таким образом он косвенно порицает безумное веселие тех, которые, оставя Бога, в суетных забавах находят удовольствие (Феодорит).

О Соломоне, псалом Давиду, 71

Псалом этот является пророчеством, прикрытым до времени определенными именами. Давид надписал его о Соломоне, однако изложил видения, которые гораздо важнее достоинств Соломона и даже природы всех людей. История пророчеств свидетельствует, что многое из сказанного говорится об одних, а сбывается на других. Так как пророки говорили к людям неблагодарным, которые убивали пророков, сжигали книги, разрушали жертвенники, то для них справедливо лежало покрывало при чтении Ветхого Завета; иначе они истребили бы и книги, если бы понимали силу пророчества о Христе. Если они не устыдились Его, когда Он Сам присутствовал... и не отстали дотоле, пока не распяли Его, то едва ли они пощадили бы тех, которые говорили о нем, которых они и без того безпрестанно побивали камнями. Поэтому пророки, употребляя собственные и известные им имена, таким образом прикрывали пророчества. В этом псалме предсказывается пришествие Христово на землю и призвание народов, которые принесут дары и поклонятся Спасителю, как Богу (Златоуст, Афанасий, Августин, Феодорит).

1 Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву: