ыук
7 Изыдет яко из тука неправда их: преидоша в любовь сердца.
8 Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша:
Законопреступное благоденствие произвело в душе их любовь к лукавству, а от этого помыслиша и глаголаша в высоту неправду – хулу на поругание славы Божией (Василий В., Афанасий).
9 Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли.
Изрекают хульные слова на Бога, тогда как сами уничижены и язык их на земли (Афанасий).
10 Сего ради обратятся людие мои семо, и дние исполнени обрящутся в них.
Некоторые верные, но немощные духом, соблазняясь благоденствием нечестивых, скорбят о своем убожестве (Димитрий).
11 И реша: како уведе Бог; и аще есть разум в Вышнем;
Беззаконные дошли до такого нечестия, что говорили: како Бог знает дела наши, и откуда Ему ведение иметь о нас? Поскольку они делали зло и не получали за это наказаний, то в безумии своем решили, что нет Бога (Афанасий, Ефрем).
12 Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство;
Причина соблазна в том, что нечестивии в настоящей жизни весь век проводят в благоденствии (Афанасий).
13 И рех: еда всуе оправдих сердце мое, и умых в неповинных руце мои;
Давид, видя благоденствия нечестивых, рассуждал сам с собою: есть ли какая польза от благочестия, за которое он столько бедственно страдал, подвергая себя истязаниям за прежние согрешения; и не напрасно ли его старание о стяжании правого сердца и неповинных рук? (Афанасий, Феодорит).
14 И бых язвен весь день, и обличение мое на утренних.
За правду и необщение с пороком каждый день подвергался оскорблениям и поруганиям (Феодорит).
15 Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих, емуже обещахся.
Пророк, усмотрев превратное нечестие искушающих помыслов, убоялся сообщить их другим, чтобы не быть для них виновником соблазна (Афанасий).
16 И непщевах разумети: сие труд есть предо мною.
И святые мужи, подобно Давиду, недоумевали благоденствию нечестивых. Но не так, как нечестивые: они не обвиняли Бога и не порицали Его. Давид в другом месте говорит: правда твоя яко горы Божии (Пс. 35, 7). И Иов, столь много пострадавший, не произнес слов против Бога; а Иеремия прежде вопроса изложил свой суд: праведен еси, Господи (Иер. 12, 1), т.е. знаем, что все Тобою производится праведно, но способа не знаем – Что ж? Узнали они что-либо более? – Нет; даже и ответа не получили на это: сие труд есть предо мною – и это для того, чтобы позднейшие научились ни о чем подобном не спрашивать (Григорий Богослов).
17 Дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их.
Всякий, познавший себя, почил от всех дел, которые по Богу, и вошел во святилище Божие, в мысленное богослужение Духа, и в божественное пристанище безстрастия и смирение. Не познавший же себя чрез смиренномудрие, еще в труде и поте шествует путем этой жизни (Никита).