ыук

 Всякие опасности для жизни по Богу предстоят мне: съем ли я что лишнее – дух грубеет и холодеет к Богу; посплю ли лишний час – то же; минутное ли пристрастие плотское возымею, почитаю ли газеты и книги с увлечением – опять холодею к Богу и к небу. Так тонка и чувствительна ко всему душа, и столь удобно можно прилепиться к миру и тайно отпасть от любви Божией. Бодрствуй и внимай себе, человек, на всякое время, и храни всяким хранением сердце твое. Помни, что один Бог – есть предмет вожделений нашего сердца (Иоанн Кронштадтский).

27 Яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе.

 Какое страшное изречение... Когда мы бываем оставлены Богом, то предаемся диаволу, потому что сами полагаем начало оставлению нас. Итак, прекратим все виды мысленного любодейства и всякой нечистоты, чтобы не подвергнуться нам должному истреблению. Бог даже наказывает нас против Своего желания. Кто удаляется от Церкви, тот удаляется от света и впадает в непроглядную тьму страстей. Церковь есть лучшая учительница молитвы; в своих ектениях она учит нас любить всех, как себя, и молиться за всех, как за себя (Златоуст, Ефрем, Кирилл, Иоанн Кронштадтск.).

28 Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони.

 Заметь, еще здесь, на земле, благо есть прилеплятися в молитве Богови. Какое же благо будет соединяться с Богом там, на небе! Так, невидимая душа действительно еще здесь упоковается в невидимом Боге. Прилепляемся мы к Богу исполнением Его божественных заповедей, как и Сам Он сказал: аще кто мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). Иерусалим называется еще и Сионом, от горы Сиона, близ которой он находится. Дщерь Сиона – тот же Сион, подобно тому, как и сыном человеческим называется человек. В высшем смысле врата Сиона – есть поместные Церкви, посредством которых, как дверями, входит христианин в горний Иерусалим (Иоанн Кронштадтский, Кирилл, Феодорит).

Разума Асафу, 73

 Боговдохновенный Пророк предвозвещает в псалме конечную гибель Иерусалима римлянами спустя 40 лет по вознесении Господа, как наказание за совершенное иудеями преступление против Спасителя. Описывает взятие врагами самого города и божественного храма. Достойна же удивления несказанная благость Владыки! Потому что и вполне провидя непокорность иудеев, пророчеством о будущих бедствиях пытается отвратить их от нечестия. Сказывая же о бедствиях иудеев, псалом благовествует о спасении нас – христиан. По причине печального повествования псалом не надписывается ни псалмом, ни песнию, ни пением, согласно с приговором, произнесенным Спасителем: се оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38) (Евсевий, Феодорит).

1 Вскую, Боже, отринул еси до конца; разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея;

 Пророк предсказывает будущее, как прошедшее, по свойству пророков. До конца – означает совершенное оставление Богом иудеев за их нечестие против Христа. Под гневом и яростию выражает чрезвычайность отвращения (Дидим).

2 Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва: избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси.

 Сонм – еврейский народ, который избрал Себе Бог исперва в наследие. Избавил от египетского рабства и ввел в землю обетованную, в гору Сион – в Церковь Свою святую (Феодорит, Афанасий).

3 Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем.

 Иудеи сетуют и плачут о том, что римляне сделали с храмом иерусалимским (Феодорит).

4 И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего: положиша знамения своя, знамения, и не познаша.