ыук
Желая призвать Бога на помощь, мы должны приносить Ему двоякое исповедание словами и делами: словами – в молитве, а делами – в отступлении от грехов, в которых мы исповедываемся и раскаиваемся. Ибо тогда Бог принимает наше призывание как от очищенных (Исихий).
3 Егда прииму время, Аз правоты возсужду.
Это говорит Спаситель к малодушным, требующим по закону справедливости незамедлительного воздаяния нечестивым: «Когда изберу время, Я произведу суд по правде».
4 Растаяся земля и вси живущии на ней: Аз утвердих столпы ея.
Говорится о кончине мира, когда земля будет таять как воск от огня гнева Божия (см. 2 Петр. 3, 10), но Господь снова утвердит ее, – и будет земля нова (2 Петр. 3, 13). Пророкам обычно прошедшее время употреблять вместо будущего (Феодорит).
5 Рех беззаконнующым: не беззаконнуйте, и согрешающым: не возносите рога.
6 Не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду:
Господь говорит, что не хочет Он наказывать, но предсказывает наказание, чтобы люди возненавидели всякое беззаконие и позаботились о скромном и праведном образе мыслей. Ибо величайшее нечестие – грешить и этим воздвигать рог, т.е. гордиться (Феодорит).
7 Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор.
Ни на исходе (востоке), ни на западе, ни в пустых горах невозможно будет скрыться грешным в день Страшного суда Божьего (Афанасий).
8 Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит.
Учит, что перемены в жизни каждого человека бывают по божественному определению (Феодорит).
9 Яко чаша в руце Господни вина нерастворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие Его не истощися, испиют вси грешнии земли.
Чаша в руце Господни означает праведное воздаяние, которое справедливо испиют вси грешнии земли. Господь как бы выжимает в чашу плоды каждого человека – и добрые и злые, и растворяет зло добром. И у кого дрождие не истощаются, т.е. грехи пребывают, те и испиют свои собственные худые дела. Ибо Бог наподобие врача посылает наказание на тех, которые нуждаются в горьком противоядии для избавления внутреннего зла (Григорий Богослов, Афанасий, Пелусиот, Евсевий).
10 Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю.
11 И вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго.
Роги грешных – сила демонская; рог праведного – Крест Христов, который вознесется на высоте небесной в день Страшного суда (Афанасий).
1 В конец, в песнех, псалом Асафу,
песнь ко ассирианину, 75
Псалом Давиду Духом Святым вдохновенный для сообщения радостного пророчества иудеям о предстоящей победе над Сеннахиримом, царем Ассирийским (4 Цар.19, 35), прообразовавшем победу святой Церкви на всех ее гонителей, дарованную от Бога Господом Иисусом Христом (1Кор. 15, 57). Заметь и то, что Дух Святый с историею иудейскою соединил истины учения христианского, чтобы в одно и то же время утешить и еврея, в низшем смысле принимающего слова эти, и доставить радость христианину, высоко понимающему их. В высшем смысле здесь проповедуется победа людей избранных, которую одерживают они над всеми врагами, видимыми и невидимыми (Феодорит).
2 Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его.